Найти в Дзене
Ростляндия

О 5 плюсах школьной социализации

У подростков общение - ведущая деятельность. Когда наступает подростковый возраст, дети ходят в школу не учиться, а общаться с одноклассниками
У подростков общение - ведущая деятельность. Когда наступает подростковый возраст, дети ходят в школу не учиться, а общаться с одноклассниками

Встретила знакомую недавно. Её зовут Вера. У неё золотые руки. Шедевры создаёт из самых обыкновенных материалов. Среди прочих разговоров Вера рассказала о своей проблеме. Ищет художника, чтобы организовать индивидуальные уроки живописи для взрослой внучки. Девушке вдруг захотелось научиться рисовать профессионально. Я говорю Вере:

- Сейчас по интернету можно научиться чему угодно.

И только сейчас, после опыта дистанционного обучения своей первоклассницы Виктории, поняла свою приятельницу.

Обучение – это получение информации и что-то ещё. Трудноуловимое, но необходимое. Как витамины и минералы в натуральных продуктах.

Когда есть возможность посоветоваться или блеснуть эрудицией перед кем-нибудь - учиться гораздо интереснее.
Когда есть возможность посоветоваться или блеснуть эрудицией перед кем-нибудь - учиться гораздо интереснее.

Попробую этим «витаминам» сформулировать определения.

А – образцы поведения. Например, речевого. Когда ученик взаимодействует не с компьютером или видеозаписью, а с человеком, он слышит живую речь. Осмысливает, как применять правила в разных ситуациях. Улавливает интонации, нюансы. Запоминает вариации употребления терминологии по любому школьному предмету. Невербальные образцы поведения тоже очень важны. Это называют воспитанием. Так формируется культура. Дети подражают родителям и любимым учителям. Иногда стараются быть похожими на авторитетных старшеклассников или одноклассников.

В – возможность сравнивать себя с другими. В педагогике сложилась точка зрения, что ребёнка нельзя сравнивать с другими детьми. Его успехи – с успехами других детей. Сторонники такого подхода считают, что ребёнка нужно сравнивать только с самим собой – вчерашним. Доля истины в этом есть. Но даже если не акцентировать внимание на сравнении учеников или результатов их деятельности, это всё равно происходит. И это хорошо. Потому что при таком неофициальном, неформальном сравнении возникают «зоны ближайшего развития». Другими словами, ребёнку учиться, наблюдая за действиями другого ребёнка, легче, чем когда его обучает взрослый.

Хороший учитель умеет объединить детей для совместного решения учебной задачи
Хороший учитель умеет объединить детей для совместного решения учебной задачи

С – осознание своей уникальности. Ребёнок осознаёт свою уникальность, когда взаимодействует с другими. Понимает, в чём его сильные стороны. Как его способности и таланты могут приносить пользу группе, классу, Определяет для себя направления и способы развития. Проявляет склонности, корректирует интересы.

D – способность создавать что-либо вместе с другими. Есть такой универсальный закон – целое больше, чем сумма его частей. Если 2 человека просто сидят рядом – ничего не происходит. Если они вместе решают одну задачу, появляется команда - целостность, рождающая новые идеи. Конструктивные, созидательные взаимоотношения, возникшие в школе, могут сохраняться в течение многих лет взрослой жизни. В качестве бонуса к аттестату выпускники получают друзей, подруг, соавторов, партнёров. В любом случае, если в школе появится навык работать в команде, формировать команды, лидировать в сообществе, он будет полезен всю жизнь.

Если в школе научились работать в команде - значит ходили в эту школу не зря
Если в школе научились работать в команде - значит ходили в эту школу не зря

Е – взаимовлияние биополей. При взаимодействии разных людей возникают неуловимые, необъяснимые поля. Иногда они проявляются вполне ощутимо, и называются харизмой, обаянием, очарованием. В негативном проявлении – токсичностью.

В ходе взаимодействий между людьми происходит столкновение интересов. Нужно научиться считаться с интересами других, отстаивать собственные интересы. Следовать своим принципам. Проявлять чувство собственного достоинства. Защищать свои права. Или права других людей.

Детям нужно общаться со сверстниками. И учиться у них
Детям нужно общаться со сверстниками. И учиться у них

Конечно, многое из перечисленного происходит и в семье. Но в семье ребёнок, особенно единственный – центр Вселенной. А в школе каждая из этих центральных планет находит свою орбиту.

В хорошей школе или хорошем классе с ребёнком может произойти очень много положительных изменений. Он может стать увереннее в себе, активнее, внимательнее, целеустремлённее.

В плохой изменения тоже происходят, но в противоположную сторону.

Я считаю, что всё это и есть социализация. Поэтому большинство детей хотят учиться в школе, а не дома. Особенно после длительной самоизоляции.

Ссылка на фото:

https://zabavnik.club/kartinki/1368-kartinki-podrostkov