Найти тему
МИР ИЗНУТРИ

Самая надёжная защита запчастей от коррозии!

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые автовладельцы! Сегодня мы поговорим о том, как в домашних условиях можно защитить различные стальные детали от коррозии. Это могут быть старые инструменты, болты, шайбы, гайки, навесы, гвозди, в общем всё, что попадётся под руку.

Железо хоть и является прочным материалом, на котором держится всё машиностроение, тем не менее оно активно окисляется кислородом или же в простонародье ржавеет. Конечно, при добавлении в сталь других металлов из периодической системы мы можем получить достаточно стойкий к коррозии материал. Например, всего 13% хрома хватит для того, чтобы превратить железо в простенькую "нержавейку". Однако, большинство деталей делают из самых обычных сталей, с которых регулярно приходится счищать слой рыжих окислов. Предлагаем Вам опустить зачистные круги и немного окунуться в науку! Порой она творит чудеса...

Гальваническое цинкование

На самом деле, защитить стальную деталь от коррозии сможет каждый, и совсем необязательно рыться в кипе литературы. Для этого существует электролиз! С его помощью можно как убрать ржавчину, так и предотвратить на поверхности последующее окисление. На последнем мы остановимся чуть подробнее.

Гальваническое цинкование — электрохимический процесс создания на металле антикоррозионного покрытия в виде тонкого слоя цинка. Звучит сложно, но на деле такое сможет провернуть даже ребёнок. Для этого нам понадобятся следующие материалы:

Внимание! Последующие действия необходимо выполнять в проветриваемом помещении, используя средства личной защиты — очки, резиновые перчатки и по возможности респиратор.

1 этап — подготовка детали! Для этого механическим или химическим путём убираем с её поверхности все окислы. Можно воспользоваться щёткой по металлу, зачистным кругом, поддать её электролизу или протравить в кислоте. Цель — уничтожить оксид железа.

2 этап — подготовка оборудования! Заполняем ёмкость электролитом так, чтобы деталь могла в него полностью погрузиться. В качестве источника питания лучше использовать какое-нибудь зарядное устройство, например, для автомобильных аккумуляторов. Цинковые электроды необходимо разместить в ёмкости таким образом, чтобы погружённая деталь оказалась между ними (то есть, по сторонам).

Примечание! Если нет ЗУ, можно воспользоваться непосредственно самой АКБ. В таком случае с помощью вольтметра нужно следить за напряжением на её электродах. Снижение значения ниже 9 В критично.

3 этап — активация детали! Даже после удаления ржавчины и подготовки поверхности деталь всё равно покрывается оксидной плёнкой. Чтобы улучшить адгезию, её необходимо удалить в 5% растворе серной или соляной кислоты (950 мл воды + 50 мл кислоты). Достаточно 1 минуты травления.

4 этап — цинкование! Сразу же после активации деталь необходимо промыть под проточной водой и тут же поместить в заранее приготовленную ванну. "Плюс" источника питания присоединяется к цинковым электродам, а "минус" — к самой детали. Осталось всё это погрузить по выше описанным рекомендациям и приложить напряжение.

Скорость цинкования зависит от силы тока, поэтому, чтобы ускорить процесс, необходимо повышать напряжение. Но это будет влиять непосредственно на качество слоя цинка. Более плотным и равномерным он получится в том случае, если будет оседать на деталь при малом токе. Правда, и время цинкования тогда увеличится. Здесь уже каждый решает сам в зависимости от желаемого результата. Естественно, при использовании АКБ в качестве источника питания регулировку напряжения осуществлять не получится.

Процесс цинкования схематически
Процесс цинкования схематически

Такой способ защиты деталей от коррозии очень эффективный, а самое главное — дешёвый. По сути, кроме кислоты ничего покупать и не придётся. Более того, нанесённый слой цинка значительно повышает адгезию, что благоприятно скажется на дальнейшую грунтовку/покраску.

Как цинк защищает сталь от коррозии?

Из курса школьной химии любому человеку известно, что при контакте двух металлов образуется, так называемая, гальваническая пара. Причём если эти металлы разные, то при окислении можно наблюдать очень интересную картину. Окисляться всегда будет более активный из них, то есть, цинк, а железо, как менее активный, поддастся восстановлению. Утрированно можно сказать, что цинк будет разрушаться ради того, чтобы спасти железо. И именно таким образом обеспечивается сохранность детали!

Ряд активности металлов
Ряд активности металлов

По той же причине для защиты различных конструкций от коррозии не используют медь. Казалось бы, это более дешёвый и доступный материал. Но, если мы посмотрим на ряд активности металлов, то увидим, что она расположена правее железа. То есть, медь в паре с ним будет наоборот забирать электроны и восстанавливаться, а железо, в свою очередь, активно окисляться. Подобные покрытия пригодны только для повышения адгезии перед последующей обработкой металлов, например, хромированием.

Результат обработки стального листа цинком (спустя время)
Результат обработки стального листа цинком (спустя время)

Заключение

Своими руками в гаражных условиях можно запросто покрыть стальную постоянно корродирующую деталь цинком. Это значительно продлит срок её эксплуатации и на несколько лет избавит от ржавчины. Не исключено, что у некоторых может возникнуть проблема с наличием самого цинка, поэтому, если Вам интересно, мы можем рассказать о самых простых способах его добычи!

Подписывайтесь на канал, ведь только здесь Вы найдёте сложные вещи, изложенные простым языком! Пишите в комментариях, если возникли какие-нибудь вопросы, и не забывайте ставить палец вверх, чтобы эту статью увидели другие пользователи! С уважением, АВТО ИЗНУТРИ!