Китай использует индонезийско-вьетнамское морское столкновение с тем, чтобы посеять разделение и перерисовать карту спорного морского региона. В Южно-Китайском море произошел жестокий инцидент, который на этот раз не был связан собственно с агрессией Китая. 20 апреля вторгшееся в индонезийские территориальные воды вьетнамское рыболовецкое судно перевернулось и затонуло с потерей четырех рыбаков после неоднократных попыток протаранить индонезийское патрульное судно. Два других вьетнамских судна и их экипажи были задержаны во время столкновения к западу от островов Натуна. Этот инцидент не был обнародован в течение недели, поскольку два соседа Китая по Юго-восточной Азии стремились сгладить ситуацию по дипломатическим каналам.
Оба, по-видимому, осознают, что Китай стремился усугубить этот эпизод с помощью социальных сетей, что является частью его стратегии «разделяй и властвуй», направленной против четырех членов Ассоциации государств Юго-восточной Азии (АСЕАН), граничащих с оспариваемым акваторией в Южно-китайским море. Этот инцидент произошел в момент нарастания региональной напряженности, когда госсекретарь США Майкл Помпео обвинил Китай в «эксплуатации» озабоченности мира пандемией Covid-19 путем проведения провокаций в морском районе.
В его заявлении от 23 апреля говорилось о том, что китайские самолеты продолжают летать вблизи Тайваня. Китай развертывает боевую группу во главе с авианосцем «Ляонин» в этом районе, в то время, когда только два тихоокеанских авианосца 7-го флота: USS Theodore Roosevelt и USS Ronald Reagan находятся на Гуаме и в Японии из-за распространения Covid-19. Более 800 из 5600 членов экипажа американского корабля USS Theodore Roosevelt были заражены, и источники, знакомые с его нынешним состоянием, говорят, что может пройти еще месяц, прежде чем атомный авианосец будет готов вернуться в море после дезинфекции и повторного набора экипажа. США также проявили активность, отправив оперативную группу через спорные острова Спратли и отправив два бомбардировщика B1-B Lancer с авиабазы Элсворт в Южной Дакоте в 32-часовой круговой полет над Южно-китайским морем, что стало демонстрацией их новой модели «динамической силы» (dynamic force employment model).
Точно определив место вьетнамского инцидента, корабль, принадлежащий институту океанологических исследований Пекинского университета (Peking University Institute of Ocean Research), на борту которого находится генерал и другие военные офицеры, занялся каким-то причудливым пересмотром границ региона. Так, карта, опубликованная в интернете инициативой группой института по стратегическому зондированию ситуации в Южно-китайском море (South China Sea Strategic Situation Probing Initiative - SCSPI), показывает китайскую экономическую зону отчуждения (Economic Exclusion Zone - EEZ) на 150 морских миль южнее, чем она должна быть. Карта, по сути, отражает так называемую «линию девяти тире» (nine-dash line), то есть демаркационную линию, которую Китай использует в своих односторонних претензиях на суверенитет над большой полосой Южно-китайского моря, включая горячо оспариваемые Парасельские острова и острова Спратли. Вновь проведенная граница проходит по Джемайе, самому западному острову Индонезийского архипелага Натуна, проходит к северо-востоку от небольшого острова Лаут, а затем уходит на юг рядом с восточным побережьем Натуна – Бесара, крупнейшего сухопутного массива группы.
Морские эксперты считают, что Пекин пытается заставить страны Юго-восточной Азии отказаться от своих законных прав в соответствии с подписанной им Конвенцией ООН по морскому праву (UN Law of the Sea Convention – UNCLOS), включив часть принадлежащей им акватории в свою 200-мильную экономическую зону отчуждения. Если оставить в стороне выходки Китая, то непонятно, почему Вьетнам так активно противостоит как Индонезии, так и Малайзии, не сумев остановить свой неуправляемый рыболовецкий флот от регулярного вторжения в их воды.
Более половины из 500 иностранных рыболовных судов, захваченных Индонезией в период с 2014-го по 2019-й год, были вьетнамскими, и до 180 вьетнамских судов в настоящее время каждый день ведут промысел на морских границах Индонезии или вблизи них. Хотя в основе нынешней ситуации лежит простое положение о браконьерстве рыбы, у двух стран действительно есть неопределенные пограничные проблемы, и президент Джоко Видодо и премьер-министр Вьетнама Нгуен Тан Дунг договорились в 2016-м году активизировать усилия по поиску их решения. «Может быть, у Китая и есть территориальные проблемы с этими странами, но почему вьетнамцы ведут себя так агрессивно?» – спрашивает один региональный комментатор, отмечая, что обсуждение Кодекса поведения в Южно-Китайском море (South China Sea Code of Conduct – COC) за последние три месяца ни к чему не привело.
Во многом это объясняется тем, что в последние месяцы архитектура дипломатии Ассоциации государств Юго-восточной Азии практически развалилась. «Нам не хватает информации, не хватает откровенности”, – считает этот комментатор, – «Региональные консультации ничего не решают, но сохраняют напряженность на приемлемом уровне». Последний инцидент произошел через год после сообщения о столкновении, снятого на видио индонезийцами, в котором вьетнамское рыбоохранное судно протаранило патрульное судно индонезийского флота, когда оно пыталось перехватить вторгшееся рыболовное судно в индонезийские территориальные воды. В итоге было задержано около десятка вьетнамских рыбаков.
Министерство иностранных дел Индонезии вызвало посла Вьетнама в знак протеста, заявив, что инцидент поставил под угрозу жизни членов экипажа с обеих сторон и не соответствует духу АСЕАН. На этот раз индонезийцы утверждают, что вьетнамский траулер действовал «как камикадзе», пытаясь трижды протаранить 530-тонную Orca 03, один из трех патрульных судов Министерства морских дел и рыболовства, спущенных на воду в 2014-м году для усиления защиты богатых морскими ресурсами районов страны.
Напряженность начала нарастать несколькими днями ранее, когда китайский разведывательный корабль «Хайян Дижи-8» с необычным эскортом из шести вооруженных кораблей береговой охраны и ополчения был замечен направляющимся к рифу Авангард, где малайзийская нефтяная компания «Петронас» ведет бурение на нефть и газ. Этот же район на протяженном континентальном шельфе Малайзии был ареной конфронтации между Китаем и Малайзией в декабре прошлого года. На этот раз с кораблями ВМС США в непосредственной близости флотилия направилась к военизированному китайскому рифу Огненный крест, расположенному в 350 километрах к северо-востоку.
После телеконференции Covid-19 с участием 10 министров иностранных дел стран АСЕАН 23 апреля госсекретарь США Помпео обвинил Китай в том, что он воспользовался кризисом здравоохранения, среди прочего объявив о создании административных округов над Спратли. Что касается малайзийского противостояния, то он заявил, что китайские суда были отправлены в этот район «с единственной целью запугать других претендентов от участия в разработке морских углеводородов». «США решительно выступают против запугивания со стороны Китая, и мы надеемся, что другие страны также привлекут его к ответственности», – добавил Помпео.
Только через день техники Военно-морского флота, наблюдавшие за индонезийским морским портом, были предупреждены о приближении 67 000-тонного «Ляонина», который в середине апреля покинул свой родной порт Циндао, расположенный к северу от Шанхая. После пересечения пролива Мияко, разделяющего Японию и Тайвань, авианосец и пять эскортных кораблей, включая два ракетных эсминца, два ракетных фрегата и корабль снабжения, вышли в южные районы Южно-китайского моря, по-видимому, направляясь к индонезийским водам с фланговой скоростью.
Вскоре выяснилось, что флот следил за быстро движущимися американскими силами, включавшими десантный корабль USS America, управляемый ракетный крейсер класса Ticonderoga USS Bunker Hill и управляемый ракетный эсминец класса Arleigh Burke USS Barry. Вместе с сингапурским литоральным боевым кораблем USS Gabrielle Gifford и австралийским фрегатом RAN Parramatta американские корабли проводили так называемое патрулирование в рамках программы по «свободе судоходства» через Спратли, которыми Китай всегда возмущается.
Китайский интерес к 45 000-тонному авианосцу USS America, возможно, был усилен недавним добавлением 13-ти развернутых на нем истребителей-невидимок F-35В. Кроме того, на нем также находятся реактивные самолеты с укороченным взлетом AV-8B Harrier II и наклонно-роторные самолеты MV-22 Osprey. Обе оперативные группы сейчас направляются обратно в свои порты базирования. Непонятно, почему развертывание американского флота было столь коротким, но обычно работающий «Ляонин» и его 1 960 моряков могут провести в море только около 40 дней без пополнения запасов.
Джон Макбет для Asia Times Financial