Найти тему

Штатные радиоприемники автомобилей Москвич 402/403/407, 1956-1965 г.в.

История установки штатных радиоприемников на автомобили Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА, с 1968 года АЗЛК), началась в 1956 году с модели Москвич-402, на автомобили Москвич 400/401, выпускавшиеся с 1946-1956 год, радиоприемники на МЗМА не устанавливались. Москвичи серии «425» (402/403/407/410/411/423/424/430 и пр.), первенцем которой стал Москвич-402, были изначально ориентированы не только на внутренний рынок, но и на экспорт, поэтому штатный радиоприемник должен соответствовать по посадочному месту европейским требованиям того времени. За основу конструкции штатного москвичевского радиоприемника был взят радиоприемник А-8, который устанавливался с 1955 года на автомобили Победа М20, Горьковского автозавода, разработчиком и производителем данного радиоприемника являлся Муромский радиозавод (МРЗ), но учитывая потребность, производство А-8 было также размещено на Ленинградском заводе "Красная Заря". Радиоприемник А-8 был переработан под установочные европейские требования и длины провода питания и жгута подключения анодного преобразователя ВП-8 были адаптированы для установки в автомобиль Москвич-402. Модернизированный радиоприемник получил название А-8М, от «победовского» А-8 отличался лицевой панелью, электроника и большинство корпусных деталей, остались неизменными.

Радиоприемник А-8М
Радиоприемник А-8М

Радиоприемник А-8М собран по супергетеродинной схеме на шести лампах, имеет два диапазона ДВ 150 - 415 кГц (2000,0 - 725,0 м) и СВ - 520 - 1500 кГц (578,0 -200,0 м), выходная мощность УНЧ составляет 1,5 Вт. Габариты радиоприёмника А-8М составляют 202х72х202 мм, блока анодного вибропреобразователя ВП-8 составляют 176х72х137 мм., размеры отражательной доски громкоговорителя 3ГД-4 составляют 194х150х8 мм. Общий вес установочного комплекта радиоприемника А-8М, без учета веса антенны АР-44, составляет 7,3 кг. В 1958 году для обновленной модели МЗМА Москвич-407, МРЗ разработал два конструктивно новых радиоприемника А-11 на транзисторной базе, и А-17 на традиционной для конца 50-х, ламповой базе. Радиоприемник А-11, унифицирован для установки на автомобили Волга М21 и Москвич-407, имеет два диапазона ДВ 150 - 415 кГц (2000,0 - 725,0 м), СВ - 520 - 1500 кГц (578,0 -200,0 м), имеет механическую фиксированную память станций на обоих диапазонах, выходная мощность УНЧ составляет 1,5 Вт. Для конца 50-х годов был очень прогрессивен по конструкции, супергетеродинная схемотехника собрана на 10 транзисторах, имеет небольшое потребление энергии, по сравнению с ламповыми версиями, не сильно разряжал аккумулятор автомобиля при работе на стоянках, был относительно легок, его вес составлял 3 кг, размеры составляли 202х220х80 мм. Радиоприемник А-11 выставлялся на Всемирной выставке в Брюсселе EXPO 1958, где был отмечен призами. К великому сожалению радиоприемник А-11 серийно выпускаться не стал, уступив место шестиламповому А-17, который по многим параметрам уступал, но оказался более удобен в производстве для МРЗ.

-3

-4

Про радиоприемники А-11 известно не много, но известно, что в 1957 году была выпущена опытно-экспериментальная партия, которая была установлена в Москве на заказные гостиничные такси Волга М21 обслуживающие VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Про дожившие до наших дней экземпляры радиоприемников А-11, мне не известно, хотя схема и описание А-11 есть в справочниках. В 1958 году в серийное производство попал радиоприемник А-17, который имел несколько отличные от А-8М посадочные размеры на торпедо, и стал постепенно вытеснять с производства А-8М, вместе с радиоприемником А-17 на Москвич-407 ставилось торпедо с измененным посадочным отверстием под радиоприемник, данные изменения соответствовали измененным европейским стандартам.

Радиоприемник А-17 с транзисторным анодным преобразователем БП-12
Радиоприемник А-17 с транзисторным анодным преобразователем БП-12

По большому счету радиоприемник А-17 ничем не превосходил А-8М, если только мощностью УНЧ в 2 Вт, против 1,5 Вт на А-8М, просто имел конструктивные отличия в переключателе диапазонов, компоновке, геометрических посадочных размерах. С 1959 года А-17 модернизировали, заменив навесной монтаж печатным, изменив детали корпуса и вариометра, модель стала называться А-17А, ее стали комплектовать анодным транзисторным преобразователем напряжения БП-12, вместо вибрационного ВП-9. А-17 и А-17А выпускались параллельно до конца 1963 года, А-17 также стали комплектовать БП-12, выпуск А-17А продолжался до 1965 года. Появившийся в декабре 1962 года Москвич-403 комплектовали только А-17А, продолжавшиеся выпускаться до 1963 года Москвичи-407 комплектовали по остаточному принципу, попадались как А-17, так и А-17А. По сути МРЗ облегчил себе задачу, А-17/17-А был унифицирован с радиоприемниками А-12/12А которыми с 1960 года комплектовали автомобили Волга ГАЗ-21, на А-17/17А исключили механическую память станций, скорректировали длины жгута и провода питания, а также изменили настройку входных цепей под антенну АР-44, все эти изменения достигались на конечном этапе сборки радиоприемника. Если честно, я не вижу смысла в упрощении радиоприемника А-12/12А, удешевление себестоимости сомнительное, а потребительские качества понижены, но вероятно какому-то чинуше, показалось, что на москвичах должны стоять приемники попроще, чем на волгах… Особняком стоял Москвич-403Э предназначенный для экспорта в страны скандинавской Европы, помимо измененной облицовки, по сравнению с со стоковым Москвич-403, на Москвич-403Э ставили транзисторный радиоприемник АТ-63, разработанный МРЗ специально для комплектации 403Э и 424Э (универсал), выпускался малыми сериями с 1963 года по 1965 год. АТ-63 создан на базе А-11, немного доработана схема, корпусные детали, вариометр, на 90% использованы от А-17А.

Транзисторный радиоприемник АТ-63
Транзисторный радиоприемник АТ-63

Радиоприемник АТ-63 имел очень неплохие показатели для начала 60-х годов, вполне сопоставимые с автомобильными радиоприемниками тех лет, производимыми знаменитыми западными фирмами. Радиоприемник АТ-63 имеет два диапазона, ДВ 150 - 415 кГц (2000,0 - 725,0 м), СВ - 520 - 1500 кГц (578,0 -200,0 м), прием производится на штыревую антенну АР-44, предусмотрена эффективная система АРУ. Чувствительность приёмника в диапазоне ДВ 150 мкв, СВ 50 мкв. Избирательность по соседнему каналу (при расстройке на ± 10 кгц) не хуже 30 дб; ослабление зеркального канала в диапазоне ДВ 34 дб, СВ 30 дб. Номинальная выходная мощность 2 вт, максимальная мощность 3,5 Вт. Диапазон воспроизводимых звуковых частот 120...4000 гц. Имеет регулировку тембра. Мощность, потребляемая от источника питания не превышает 10 Вт, что позволяет использовать радиоприемник на стоянке с выключенным двигателем, без риска быстро разрядить аккумулятор. Размеры радиоприемника АТ-63 составляют 206х218х80 мм. Масса без громкоговорителя составляет 3 кг. На части автомобилей Москвич-403Э/424Э радиоприемник АТ-63 комлектовали приставкой КВП-1 МРЗ, которая позволяла расширить радиоприем до коротковолновых диапазонов 13-60 м, разбитых на поддиапазоны. Схема АТ-63 стала основой радиоприемника АТ-64, который устанавливался с 1964 года по 1973 год на автомобили следующего поколения Москвич-408/412 и их модификации. В настоящее время радиоприемник АТ-63 очень редок, за много лет поисков не попался в продаже, но он не фантом, в конце 70-х я ремонтировал АТ-63 своему соседу. В оригинальной инструкции МЗМА к автомобилю Москвич-403 есть описание радиоприемника АТ-63.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, будет еще много интересного и занятного! С уважением к читателям! Не болейте и не унывайте! Все будет хорошо!
Сергей Буров
Авто
5,66 млн интересуются