Найти в Дзене
По местам стоять!

Морской устав

За музейным стеклом издание, увидевшее свет более 300 лет назад. Толстый кожаный переплет, на титульном листе название: "Книга. Устав морской. О всем что касается доброму управлению в бытности флота на море". Внизу год издания — 1720.

Интересна история появления этого первого главного свода законов, проникнутого заботой о создании флота, усилении его мощи, долге военных моряков.

Своим рождением устав обязан главным образом Петру I, который принял самое непосредственное участие в подготовке документа и разработке его основных положений.
Появление устава было вызвано крайней необходимостью.

С решением о создании военно флота в России в 1696 году, начали активно строить корабли, которыми было необходимо грамотно управлять.Возникла потребность в людях, знакомых с морской службой, а таковых в распоряжении Петра было крайне мало.
Пришлось брать на службу иноземцев, знающих толк в морской службе.Но решая проблему нехватки кадров, Петр волей-неволей создавал другую.
Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят, а получалось как раз наоборот.Офицеры, привыкшие руководствоваться в своих действиях уставами и наставлениями, принятыми в разных флотах, вносили неразбериху и нескончаемые споры в общее дело.Каждый "тянул одеяло" на себя.

Первые упоминания о попытке как-то узаконить и упорядочить действия должностных лиц, можно отнести к 1668 году, когда назначенный в командование строящегося фрегата "Орел" голландец Давид Бутлер, подал в Посольский приказ "артикульные статьи"—"Как должен капитан между корабельными людьми расправу чинить и ведать их".
Статьи содержали 34 пункта, определяющие поведение капитана и его подчиненных во время якорной стоянке, в плавании и в бою с неприятелем.

В 1696 году, накануне похода в Азов, был издан указ по галерам(фактически отряд состоял из 2 кораблей, 23 галер, 4 брандеров), содержащий 15 статей, регламентирующих действия личного состава кораблей и судов при различных обстоятельствах плавания.
В последующие годы было издано немало подобных указов и постановлений, в целях наведения порядка, дисциплины и общей организации службы на боевых кораблях.
Но количество не всегда означает качество.
Постановления и указы в чем-то повторяли друг друга, а где-то и противоречили, внося неразбериху в ту самую организацию и порядок, которые должны были изначально обеспечить.

Попытку обобщить существовавшие инструкции предпринял вице-адмирал Корнелиус Крюйс. В 1698 году он составил 64 статьи, позаимствованные из голландского и датского уставов.

Первым печатным документом в русском флоте стали "Инструкции и артикулы военные надлежащие к Российскому флоту", введенные в действие в 1710 году указом Петра I и,ставшие предшественниками первого морского устава.
Царский указ гласил: “Понеже для содержания доброго управления порядков и воинских поступков на воде в поведении морския войны для сопротивлении противно всех наших неприятелей и морских разбойников и добытчиков, и для защения наших верных подданных и купцов, за благо изобрели сии последуюие артикулы определить и постановить”.

"Инструкции и артикулы..." включали в себя 64 статьи, определяющие боевую и повседневную организацию службы на кораблях русского флота.

Дальнейшее развитие военного дела было немыслимо без единого управления, без свода правил, регламентирующих деятельность флота.

Дабы раздобыть необходимые сведения, которые в последствии лягут в основу морского устава и организацию управления адмиралтейством, Петром первым в 1715 году был отправлен во Францию один из наиболее подготовленных офицеров флота, капитан-лейтенант Конон Никитич Зотов, с заданием:

"Все что ко флоту надлежит на море, отыскать книги, также чего нет в книгах, a от обычая чинят, то помнить и все перевесть на славянский язык нашим штилем, только храня то, чтоб дела не проронить а за штилем их не гнаться. То описание учинить на двое: одно об адмиралтействе другое о флоте... и все что к обоим сим принадлежит, какого звани дело ни есть. все описать".

-2

Интересен процесс написания .устава. По указанию Петра I составители обязаны были придерживаться следующ.его порядка. Прежде всего были переведены и изучены английский, французский, датский, шведский и голландский уставы, многие другие документы, регламентирующие деятельность флотов этих стран. Затем Петр рекомендовал взять за основу статьи и положения английского устава и против каждой статьи делать выписки по данному вопросу из других уставов. Если таковые отсутствовали — делался прочерк. И наоборот. Отсутствующие темы английского устава дополнялись из других сводов законов Но это не было механическим переписыванием. На основе опыта боевых деист вий русского флота, одержавшего ряд блистательных побед в ходе Северной войны, создавался совершенно самостоятельный морской устав.

Свидетельством того, что Петр I лично сам занимался подготовкой морского устава, служат рукописи многих статей этого устава, написанные им собственноручно.

Таким образом, при подготовке первого устава молодого российского флота использовался опыт других ведущих морских держав. Но "из пяти морских регламентов" было взято только главное, "и к тому довольную часть прибавили, что потребно", — писал царь Петр в указе от 13 января 1720 г., где говорилось об издании устава. Следовательно, правильно, по-видимому, будет полагать, что он вступил в силу закона именно с этого числа. Однако ряд исследователей, историков считают днем рождения устава число, когда он был отпечатан.

Второе издание Морского устава.
Второе издание Морского устава.

Первое издание Морского устава было необычным. Вышел он в трех изданиях: один на русском и голландском языках, другой на этих же языках, но небольших размеров и третий тех же размеров только на русском языке. В начале устава помещался текст присяги, которую принимали поступающие на морскую службу. Весь устав был разбит на пять книг и приложения по сигналам. В первой книге определялись обязанности главного начальника флота и лиц штаба, заведующих частями управления. Взаимоотношения между служащими на флоте регламентировались требованиями, включенными во вторую книгу. В третьей излагались обязанности всех лиц, начиная от командира корабля и ниже. Служебные порядки на корабле были узаконены в четвертой книге. И в последнеи книге приводились все виды наказаний за ту или иную провинность.

Морской устав 1720 года впервые установил в русском флоте флаги должностных лиц.

Корабельные и сигнальные флаги и вымпелы, фрагмент из Морского устава 1720 года.
Корабельные и сигнальные флаги и вымпелы, фрагмент из Морского устава 1720 года.

К ним относились: морской штандарт (желтое полотнище с изображением черного орла), кайзер-флаг (флаг главнокомандующего морскими силами с изображением гюйса), три адмиральских флага —с белым, синим и красным полями (соответствующих кормовым флагам эскадр русского флота) и командорский вымпел.

-5

В уставе определялось и место подъема флагов, которое зависело от звания командующих эскадрами. Флаг адмирала поднимался на грот-мачте, вице-адмирала — на фок-мачте и контр-адмирала — на бизань-мачте.

Соответствующих изменений и совершенствований требовало и административное законодательство, которое к тому времени располагало целым рядом инструкций, распоряжений и указаний. Надлежало все их привести в стройную систему. В результате проделанной работы в 1722 году был издан свод морских административных законов под названием "Регламент о управлении Адмиралтейств и Верфи и о должностях Коллегии Адмиралтейской и прочих чинов при Адмиралтействе обретающихся". Регламент состоял из двух частей, включающих в себя 68 глав. В своде морских административных законов излагались обязанности адмиралтейских чинов, определялся штат канцелярских чинов, офицеров, рабочих, целый ряд других важных положении.

Второе издание Морского устава состоялось в 1724 году. В него было внесено немало изменений и дополнений, и Адмиралтеиств-коллегия приказала все экземпляры устава 1720 года сдать на хранение.Основой для последующих изданий свода морских законов стал устав 1724 года.

Впоследствии устав неоднократно переиздавался, претерпевая значительные изменения. Однако ряд его положений сохранился и до сегодняшних дней.

31 июля 2022 года, президентом России был подписан указ об утверждении Морской доктрины, а так же глава государства подписал указ "Об утверждении Корабельного устава Военно-Морского Флота".

Адмирал Попов: подписание Путиным Корабельного устава повышает значимость ВМФ.
"То, что устав утвердил своим указом президент, - это, конечно, явление новое совершенно, потому что раньше Корабельный устав утверждался на уровне Главкомата и министерства обороны. Во-первых, это - поднятие статуса данного устава и в целом значимости Военно-морского флота в системе обороны страны. Это- важнейший фактор и в правовом, и в смысловом знании для Вооружённых сил Российской Федерации"

Почему адмирал выразил такое небезосновательное мнение и в чем, собственно, заключается значимость этого события, можно прочитать в статье "От аварий - к победам. Как изменил жизнь военных моряков новый Корабельный устав": опубликованной в сетевом издании "Армейский стандарт", поскольку продолжение современной истории Морского устава несколько выходит за рамки данной публикации, смысла пересказывать ее целиком нет и я приведу лишь небольшой отрывок, отражающий самую суть:

Конечно, Корабельный устав и раньше номинально был законом жизни Военно-морского флота, оставаясь при этом ведомственным документом. Теперь он юридически и фактически стал федеральным законом, подписанным Президентом РФ, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ, то есть документом, имеющим верховенство над всеми ведомственными приказами и распоряжениями. То есть Президент России взял на себя ответственность за состояние Военно-морского флота и получил инструмент прямого влияния на него, встроенный в вертикаль российской власти.
"Армейский стандарт"

  • Все изображения в публикации взяты из открытых источников.

Спасибо, что уделили время. Если вам было интересно, подписывайтесь, поддержите лайками.Всем удачи!

От мест отойти!
От мест отойти!