1.Внешность Ноздрёва. Что в герое, несмотря на здоровый вид, выдаёт мёртвенность его души?
Автор описывает Ноздрёва, мне кажется, с удовольствием. Что-то тронуло Гоголя в образе молодого и бойкого человека. Ноздрёв недурно сложенный молодец с темными волосами, бакенбардами на лице и белоснежной улыбкой: «... вошел чернявый его товарищ, сбросив с головы на стол картуз свой, молодцевато взъерошив рукой свои черные густые волосы. Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его...»
Однако красота внешняя и внутренняя часто не сочетаются в одном человеке. Ноздрёв не стал исключением. «Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины. Такую же странную страсть имел и Ноздрев». Чичиков обличал Ноздрёва у себя в мыслях: «...Ноздрёв человек-дрянь, Ноздрёв может наврать, прибавить, распустить черт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни ...».
2.Можно ли сопоставить Ноздрёва с Хлестаковым? Что у них общего, в чём разница?
Несомненно, можно легко сравнить Хлестакова и Ноздрёва. Оба, не задумываясь о будущем, проматывают деньги, играя в карты. Кроме того, Хлестаков тратит достаточно большие деньги на столичную жизнь, например, на модную одежду, наемные экипажи и развлечения, а Ноздрёв — на все, что попадалось ему на глаза в лавках. Вечеринки играют значительную роль в жизни обоих героев. Об образе жизни Хлестакова мы узнаем из монолога его слуги Осипа: «Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать — и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставая в кеятр билет, а там через неделю, глядь — и посылает на толкучий продавать новый фрак. ...Делом не занимается: вместо того, чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет». Ноздрёв также прожигает свою жизнь, играя в азартные игры. Первая встреча с Чичиковым в трактире как раз была после крупного проигрыша, тогда он спустил не только деньги, но и лошадей, и ценные вещи, которые имел при себе: «Поверишь ли, что не только убухал четырех рысаков — все спустил. Ведь на мне нет ни цепочки, ни часов...». Хлестаков, и Ноздрёв совершенно безразлично относятся к своим обязанностям. Хлестаков не обременяет себя службой, поэтому он «до сих пор ничего не выслужил в Петербурге». Ноздрёв почти не обращает внимания на свое хозяйство, заботясь только о псарне, где он чувствует себя, «как отец среди семейства». Кроме того, страсть к вранью у обоих персонажей неимоверная. Хлестаков сам увлекается картинами, которые разворачивает перед мысленными взорами испуганных чиновников и уже не может остановиться. Он с наивностью ребёнка придумывает свои истории, но ему верят, потому что его вранье правдоподобно звучит, если думать, что это высокопоставленный чиновник. А вот Ноздрёв обычно врёт просто так. К тому же его выдумки настолько фантастичны, что верить им, прямо скажем, весьма затруднительно: «И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти...».
В заключение хочу сказать, что, несмотря на внешние отличия, эти характеры очень похожи. Кроме того, это весьма распространенные типажи людей. «Ноздрёв еще долго не выведется из мира», — замечает Гоголь. То же самое можно сказать и по отношению к Хлестакову.
3.Описание кабинента Ноздрёва. Какие детали особенно ярко оттеняют "ядро" образа?
Вещи, которые окружают человека, многое могут рассказать о его характере, привычках и предпочтениях. Так можно сказать о любом человеке, и Ноздрёв не исключение. Жилище Ноздрёва нельзя назвать ни красивым, ни уютным. Причём хозяина данный факт совершенно не беспокоит. Он без стеснения привозит гостей в дом, где к их приезду ничего не готово и царит беспорядок.
Кабинет Ноздрёва заслуживает отдельного описания. Именно в кабинете мы можем угадать характер его владельца. В кабинете не было ничего, что обычно там есть: «Ноздрёв повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги». В кабинете Ноздрёва были самые важные для него вещи: «висели только сабли и два ружья – одно в триста, а другое в восемьсот рублей. [...] Потом были показаны турецкие кинжалы [...] Потом показались трубки – деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшею и необтянутые, чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный, кисет, вышитый какою-то графинею...» По кабинету, можно сказать, что Ноздрёв – авантюрист. Он очень любит опасность, и не против покурить.
По ходу главы он постоянно бьётся об заклад и врёт. Я думаю, что главными пороками Ноздрёва автор считает азартность, хвастовство, и желание «нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины».
4.Как ведёт себя Ноздрёв во время разговора о мёртвых душах?
Ноздрёв – азартный человек. Он не хочет просто продать «мёртвые души» Чичикову, а предлагает их в придачу к бесполезным вещам, которые хочет продать Чичикову. «Купи у меня жеребца, я тебе дам их в придачу». Однако Чичиков отказывается. Поссорившись, они идут спать. Утром он делает вид, что ничего не помнит и предлагает Чичикову сыграть в шашки на «мёртвые души»: «Ну, послушай, сыграем в шашки, выиграешь — твои все». Чичиков, соглашается, потому что уверен в своих силах и считает, что Ноздрёв не сможет смухлевать. Но и тут Ноздрёв создает конфликт на ровном месте, подвигая три шашки вместо одной. Одна из трех уходит в дамки. Взбешённый Чичиков встает из-за стола и не желает больше играть. Ноздрёв настаивает, и нарастает напряжение. Только чудо спасло Чичикова от драки. Вовремя приехавший капитан-исправник помогает ему сбежать из дома Ноздрёва и поспешно уехать.
Из-за горячего темперамента и незрелости Ноздрёва покупка эта «мёртвых душ» оказалась для Чичикова самой неудачной, он не только не купил их, но и рисковал своим здоровьем. Однако благодаря удачному стечению обстоятельств избежал этого.