Найти тему
Military Wolf

Знаменитые истребители «Локхид Мартин»

Оглавление

P-38 Lightning

Тяжёлый двухмоторный истребитель, первый боевой самолет фирмы Локхид запущенный в серийное производство. Примерно за 4 года до начала Второй Мировой, ВВС США озвучили авиастроительным компаниям, необходимость в создании нового самолета-истребителя, который должен развивать скорость не менее 600 км/ч и оснащаться более мощным вооружением по сравнению с существующими типами. Лучше всех проявили себя разработчики “Локхид”, создав уникальный на то время истребитель. Самолет реализован по двухбалочной схеме с центральной гондолой, в которой разместили пилотскую кабину и вооружение в виде одной пушки и 4-х пулеметов калибра 12,7-мм. Система вооружения имела автоматическую перезарядки в случае заклинивания. В мотогондолах установлены 16-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения Allison V-1710 с турбокомпрессором. Еще одним оригинальным новаторским решением – это трёхстоечное шасси с носовой опорой.

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:P38_Lightning.jpg
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:P38_Lightning.jpg

В конце января 1939 года первый прототип поднялся в воздух. В следующем месяце самолет потерпел крушение. Разработчики волновались, что это происшествия негативно скажется на репутации истребителя. Но как говорится пронесло, и в 1940 компания получила большой заказ на постройку 667 машин для Англии и Франции.

В период войны на его базе создано большое количество модификаций под разные задачи. P-38 был грозным противникам для японских истребителей “Зеро”, так как значительно превосходил по скоростным характеристикам и мощности вооружения. За счет большой дальности полета, сражения на тихоокеанских просторах, являлись для “молнии” родной стихией. Японцы дали ему то ли прозвище, то ли обозначение, которое звучало как: «два самолета — один пилот», а немецкие войска прозвали его “дьяволом с раздвоенным хвостом”.

18 апреля 1943, истребители P-38 совершили нападение на японский воздушный эскорт, на котором находился адмирал Ямамото. Бомбардировщик «Мицубиси» G4M и несколько самолетов “Зеро” сопровождавшие его – были уничтожены. Операция завершилась успешно – главнокомандующий японским флотом погиб.

Своё имя “Лайтнинг”, истребитель получил от Англичан. Изначально американцы хотели назвать его “Атланта”. Было построено более 10 000 машин, P-38 стал одним из самых массовых истребителей в истории американской авиации.

F-80 Shooting Star

Немногие самолеты в истории авиации были столь успешными, как P-80 Shooting Star. Это был первый американский боеспособный реактивный истребитель, поступивший на вооружение в 1945 году.

Июнь 1943 года, можно назвать рождением самолета, который являлся своего рода "ответочкой" на немецкий реактивный истребитель Messerschmitt Me 262. Фирме “Локхид” было предложено установить на будущий самолет, новейший английский турбореактивный двигатель (Havilland H-1 / Halford H.1B). Первый прототип ХP-80 был построен за невероятно короткий срок - 143 дня. Это было серьезным достижением “Локхида”, а точнее для отдела по секретным разработкам Skunk Works.

https://snl.no/F-80_Shooting_Star
https://snl.no/F-80_Shooting_Star

"Падающая звезда" несмотря на своё противоречивое названия,взлетела в небо 8 января 1944 года. Было построено 1715 самолетов. Руководство ВВС США планировало сделать большой заказ на эти аппараты, однако позже передумали. В апреле 1945 года, несколько самолетов были отправлены в Италию, но практически не участвовали в боевых операциях. Несмотря на прекращение военных действий, производство продолжалось в уменьшенном масштабе.

В 1948 году 16 самолетов F-80A были направлены для усиления европейской группировки, вследствие блокады советскими войсками Западного Берлина. Потом создали модификацию P-80B c катапультируемым креслом и реактивным ускорителем для взлета. А затем последовал третий серийный вариант P-80C, оснащенный более мощным двигателем. Именно эта модификация стала самой распространённой, так-как широко использовалась во время войны в Корее в качестве истребителя-бомбардировщика. В американских источниках указано, что лейтенант Рассел Браун, вошел в историю как первый летчик, который уничтожил советский Миг-15 в первом воздушном бою этих истребителей. Однако СССР заявляет, что самолет лишь был поврежден и смог вернуться на базу. Остается неоспоримым тот факт, что Миг-15 со стреловидным крылом, превосходил “Шутинг Стар”, поэтому американцы в скором времени сменили его на F-86A «Сейбр».

Окончательной версией самолета стал двухместный учебно-тренировочный Т-33, который непрерывно производился до августа 1959 года. Это простая модификация получила громадный успех на экспорте. Несмотря на свое слабое вооружение / всего два пулемета, более 30 стран умудрялись его использовать в качестве боевого самолета. ВВС Боливии эксплуатировали его аж до 2017 года.

https://clck.ru/arynF
https://clck.ru/arynF

Интересный факт: в 1946 году британский истребитель Глостер "Метеор" Мк.4 установил мировой рекорд скорости 985 км/ч. Амбициозные американцы не могли оставить такое событие без внимания и специально для этого выдели 75 000 и несколько самолетов P-80A для модификации. Специально разработанный вариант с новым форсированным двигателем, получил обозначение XP-80R. В 1947 году. американцам удалось, хоть и не с первого раза, установить новый рекорд скорости – 1000 км/ч. Пилотировал самолет - полковник Альберт Бойд.

F-104 Starfighter

Многоцелевой истребитель для завоевания господства в воздухе.

Война в Корее показала, что сложные дорогие американские самолеты, уступают советским МИГ-15. Проведя анализ воздушных боев, командование ВВС США решило, что летчикам необходим высокоскоростной маневренный истребитель, при этом обладающий малой взлетной массой и простой конструкцией. Военные объявили конкурс на создание нового истребителя, на который откликнулись несколько фирм в лице “Нортроп”, “Republic”, “Норт Американ” и “Локхид”. Изучив предложение авиастроительных кампаний, ВВС остановили выбор на последнем. Обусловлено это было не только высоким качеством проекта, но и для того, чтоб исключить монополию на производство истребителей среди оставшихся участников.

F-104 Starfighter с подвескными ракетами AIM-9J Sidewinder / Источник https://clck.ru/aryoK
F-104 Starfighter с подвескными ракетами AIM-9J Sidewinder / Источник https://clck.ru/aryoK

В 1953 году был подписан контракт на постройку двух опытных образцов XF-104. Однако по мере создания самолета, его масса увеличилась в несколько раз от запланированной. Следовательно, из легкого истребителя он превратился в истребитель-бомбардировщик или даже разведчик. По проекту на самолет должны были устанавливать катапультируемое кресло летчика, стреляющее вниз через специальный люк. Такой вариант был выбран по причине опасения конструкторов, что кресло, выстреливаемое вверх, не успеет перелететь через киль быстро летящего самолета. Идею многие восприняли негативно, потому что в случае необходимого экстренного катапультирования еще на взлете, судьба летчика будет предрешена.

В 1956 Старфайтер совершил первый полет, а в 1958 истребитель поступил на вооружение США. Внешне он был похож на ракету / с очень тонким и коротким крылом, передняя кромка которого напоминала лезвие ножа. Начало службы F-104 можно назвать - триумфальным. Он стал первым самолетом сумевшим развить скорость 2 маха, побив все возможные рекорды не только по скороподъёмности, но и поднявшись на высоту более 30 км.

Однако спустя время началась нескончаемая череда аварий и катастроф. Один из летчиков-испытателей, сказал про этот самолет следующее:
”Обращаться с F-104 следовало как с самым острым ножом в мире. Это был честный аэроплан; он ничего не скрывал, и вы все время знали, что происходит. Но, как и с острым ножом, с ним лучше не ошибаться”.

Начиная с 1965, самолет постепенно начали снимать с вооружение, а в 1975 его не особо продолжительная карьера в ВВС США и вовсе завершилась. За этот период “Старфайтеры” успели повоевать во Вьетнаме. Сначала в роли самолетов ПВО (Южного Вьетнама), потом в роли истребителя-бомбардировщика и даже самолетов сопровождения.

Как только от F-104 стали отказываться американские войска, для “Локхида” это был тревожный звоночек. Незамедлительно фирма начала масштабную рекламную компанию для экспорта, направленную на Европейского потребителя. Даже имело место быть коррупционной составляющей, в виде дачи взяток должностным лицам для того, чтоб самолет приняли на вооружение. И это дало свои плоды... “Старфайтер” получил статус один из лучших экспортных самолетов. Одна только Западная Германия закупила 917 штук F-104G. Считается, что именно эта модель была самой удачной. Хотя летчики Люфтваффе за время эксплуатации потеряли примерно 292 машин. После этого на самолет посыпалось большое количество прозвищ: Летающий гроб, Вдоводел и даже Летающий фалос. Итальянцы были последними, кто расстался со “Старфайтерами” в 2004 году и думается расставание не было печальным.

F-22 Raptor

Истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Способен уничтожать не только летательные аппараты, но и работать по наземным объектам минуя системы ПВО противника. В начале 80-х американская разведка предоставила данные о перспективных советских самолетах Су-27 и Миг-29. Для противостояния” красным”, была создана программа ATF, которая подразумевала создание малозаметного тактического истребителя. В конкурсе приняли участие Локхид и Нортроп, объединившись с другими корпорациями. В 1990 году обе фирмы представили два опытных образца: YF-22 и YF-23. После проведения испытаний, кампания Локид Мартин вышла победителем.

https://picryl.com/ru/media/lockheed-martin-f-22-raptor-a545fc
https://picryl.com/ru/media/lockheed-martin-f-22-raptor-a545fc

При создании F-22 больше всего уделяли внимание управляемости и маневренности, малозаметность отодвинули на второй план. Но все же "Раптор" не обделен комплексом применения стелс-технологий, например таких как: специальная геометрическая форма, обшитая радиопоглощающими материалами, комплекс средств РЭБ и т.д. Номенклатура вооружения F-22 представлена в виде: ракет класса воздух-воздух и управляемых авиабомб, которые размещены внутри фюзеляжа, также встроен модернизированный вариант пушки M61A2 Vulcan калибра 20 мм.

F-35 Lightning II

В 1996 году США понадобился недорогой современный истребитель с высокой степенью унификации. Программа получила обозначение JSF в которой участвовали фирмы Боинг и соответственно Локхид Мартин. После завершения летных испытаний опытных экземпляров: Х-32 и Х-35. Предпочтение отдали 35-му.

Было построено три варианта самолета:

· истребитель-бомбардировщик для ВВС — это самая дешевая и простая версия, которая предназначена для экспорта;

· самолета вертикального взлета и посадки. Создан для воздушной поддержки Морской пехоты. Базируется на десантных кораблях.

· палубный штурмовик для базирования на авианосцах. Имеет по сравнению с предыдущими версиями, увеличенную площадь крыла, что позволит лучше контролировать самолет при посадке на палубу.

F-35A Lighting II ВВС Австралии / Источник https://www.flickr.com/photos/my_public_domain_photos/43687897892
F-35A Lighting II ВВС Австралии / Источник https://www.flickr.com/photos/my_public_domain_photos/43687897892

Разработчикам удалось создать совершенный аппарат во многих ключевых параметрах. Предполагалось, что создание однодвигательного самолет серьезно сократит расходы, тем более что проведенные исследования показали, в современных локальных конфликтах на живучесть это особой роли не играет. В процессе разработки, больше всего возникло проблем с вариантом укороченного взлета и посадки, по которому был проведен огромный объем работы по исследованиям. Самое забавное то, что изначально хотели создать дешевый самолет, а по факту получился самый дорогостоящий проект в истории ВВС США. Согласно заявлению Д. Трампа полная стоимость проекта вышла в $400 млрд. Но все же высокая стоимость F-35 не усмирила желание многих стран приобрести такой современный истребитель.