Стыд представляет собой неожиданную возможность изменить себя
Когда мы испытываем стыд, наше мышление склонно ассоциировать его с воспринимаемыми слабостями и недостатками. Однако есть гораздо больше оснований для стыда, чем его репутация как негативного эмоционального состояния, характеризующегося болезненными чувствами разоблачения, дефляции или неадекватности. На самом деле, существует очень значительная и позитивная составляющая стыда, которая обычно не подчеркивается.
Важная функция стыда состоит в том, чтобы предупреждать нас, когда положительные эмоции, которые мы чувствуем в данный момент, сдерживаются. В качестве простого примера, Дженна была взволнована концепцией, которую представлял ее профессор, и подняла руку, чтобы задать вопрос. Говоря это, она заметила, что ее профессор взглянул на часы. Ой. Дженна тут же поморщилась, представив себе, что она говорит слишком долго или что ее вопрос отражает ее неадекватность. Хотя эмоциональное послание стыда доставляется с резким толчком к самому себе, в то же время стыд также включает в себя чувство, что хорошие чувства могут быть восстановлены, а разорванные связи могут быть восстановлены.
Возможно, больше, чем любая другая эмоция, стыд мотивирует обучение и желание изменить себя
Рассмотрим повседневные примеры, когда стыд или основанная на стыде тревога привлекает внимание к характеристикам или поведению людей, которые могут хотеть изменить, мотивируя их, например, похудеть или преодолеть зависимость. Кроме того, стыд служит поддержанию социального порядка, и это эмоция, стоящая за почтением. На что была бы похожа цивилизация, если бы люди не развили в себе способность испытывать стыд? Вообразите себе все типы поведения, которые люди обычно избегают, потому что они знают, что подобные действия вызовут некоторый уровень стыда—от легкого смущения до глубокого унижения—в себе или других.
Многое из того, что переживается симптомами различных расстройств, имеет под собой основание в чувстве стыда
Симптомы тревоги часто основаны на чувстве стыда. Защитная реакция, возникающая в результате тревоги из-за стыда, может проявляться в виде фобий, избегающего поведения, возбуждения, страха неудачи и саморазрушительных действий. Тревогу, основанную на стыде, можно ошибочно обозначить как тревожное расстройство, когда фактический вопрос может иметь больше общего со стыдом и ожиданием переживания эмоции.
Точно так же многое из того, что мы считаем депрессией, связано со стыдом
Когда стыд формирует ядро депрессии, он часто рассматривается как лечение и медикаментозная устойчивость. Этот стыд очевиден, если учесть, что многие симптомы депрессии непосредственно отражают защитные реакции на стыд, а именно: уход, избегание, нападение на себя и нападение на других. Депрессивные пациенты, которых учат распознавать влияние переживаний стыда, могут использовать положительную сторону своего эмоционального состояния –мотивацию искать утешения и облегчения у других за то, что они чувствуют.
Нарциссизм всегда связан со стыдом
Нарциссизм представляет собой множество форм поведения, таких как грандиозность, право или эгоцентризм, с помощью которых люди могут отречься от всего, что может привести к увеличению их и без того невыносимого количества стыда. Нарциссические личности способны хорошо функционировать в мире, поскольку их поведение включает такие эффективные реакции на глубоко укоренившийся стыд, что они могут полностью его отбросить.
Снижение стыда может быть наиболее распространенным мотиватором аддиктивного поведения
Имеет ли эта зависимость отношение к алкоголю, веществам, пище, гиперсексуальности или демонстративному потреблению товаров, в основе которого лежит избегание стыда. Добровольное выявление уязвимостей, вызванных чувством стыда, является одним из наиболее эффективных методов уменьшения его негативного воздействия.
Успех 12-ступенчатых программ включает в себя важную положительную сторону для стыда: люди могут выставлять напоказ свой опыт стыда и, как следствие, получать признание и поддержку от сообщества. Кроме того, стыд быть наркоманом и антисоциальное поведение, сопровождающие многие аддикции, в конечном счете увеличивают количество отрицательных эмоций, приводящих к аддикции.
Все аддиктивные формы поведения создают трудноразрываемый цикл стыда, который порождает дальнейший стыд, если не исследовать его таким образом, который позволяет учиться.
Эволюция породила эмоцию, которая чувствовалась достаточно плохо, чтобы заставить нас заметить, что было вмешательство в то, чточувствовалось хорошо
Таким образом, чувство стыда возникло с целью сообщить нам, заставляя нас чувствовать себя плохо, что наше счастье оказалось под угрозой. Несмотря на то, что стыд ощущается очень остро, именно эта эмоция сигнализирует о необходимости воссоединения и примирения, а затем мотивирует их поведение. Это потенциально мощный мотиватор перемен к лучшему.
Таким образом, мы можем использовать момент стыда как стимул к изменению, потому что стыд представляет собой неожиданную возможность сделать себя другими.