Найти тему
Что бы посмотреть?

Зулейха открывает глаза. Действительно ли бестселлер, как его малюют.

Постер сериала, канал Россия-1, 2020.
Постер сериала, канал Россия-1, 2020.

Вообще, в планах не было смотреть этот сериал. Но такой шквал холиваров и бурление известно чего, которые породила эта премьера на канале Россия-1 все-таки сподвигли потратить немножко времени. Стало просто интересно, КАК экранизация, по сути, дамской беллетристики, сумела выбесить просто всех: и татар, и русских, и другие народности России, и феминисток, и мусульман, и коммунистов, и либералов, и патриотов.

Что сериал, что история - довольно посредственные, художественную ценность этот многосерийный фильм представляет довольно сомнительную.

Ну во первых - сама унылая размытая и бесцветная картинка. Я, конечно, подозреваю, что фильтры и цветовой закос то ли под "Собачье сердце" Бортко, то ли под "Чернобыль" НВО - это такой "тонкий" и "оригинальный" режиссерский ход, что бы создать атмосферу тоски и безысходности. Что характерно - когда крутили трейлер, он был достаточно красочным, как и промо-фотографии, как и постер.

*все скриншоты сделаны с эфирной версии сериала, на официальном сайте канала russia.tv*

Почему бы было не снять панорамы тайги, Ангары, скалистых берегов и каменистых пляжей с нормальной цветопередачей, ну возьмите за шпаргалку рекламу "Силы Сибири" что ли - раз уж вы собираетесь показывать это в прайм-тайм и в HD качестве.

Дальше Урала, правда, съемочная группа не забиралась, но сделать куда более завораживающие картинки природы мог бы и школьник на средненький смартфон в ближайшей лесополосе, не то что федеральный канал со своей собственной киносериальной базой и неограниченными ресурсами.

Музыкальное сопровождение под стать картинке. Нет, песня на татарском очень красивая. Но остальные музыкальные темы исключительно в беспросветном гнетущем миноре, даже те, которые сопровождают сцены, где героям дается легкая передышка от тягот, или перед ними брезжит надежда.

профессор Лейбе (Сергей Маковецкий). Кадр из сериала.
профессор Лейбе (Сергей Маковецкий). Кадр из сериала.

Очень интересно, как проводился кастинг. "Нам нужен актер на роль подлого, тупого представителя местной власти, что бы сразу было понятно - что мерзотная сволочь и редкая мразь ." - " А давайте позовем Мадянова, он такого уже играл в "Левиафане, неплохо вышло". "Кого мы возьмем на роль слегка поехавшего кукухой интеллигента (непонятно как затесавшегося в толпу ссыльных крестьян)?" - "Двух мнений быть не может, с этим справится только Маковецкий!" "Ну, хорошо, а кто смог бы сыграть (тоже непонятно как оказавшегося в этой кампании) лагерного шныря?" - "Глупый вопрос, коллега, конечно же Баширов!"

Ну вот в целом и вышло по-опереточному примитивно. Герои плоские, ходячие стереотипы, кочующие в одних и тех же амплуа из фильма в фильм, из сериала в сериал. Никому не веришь, никому не сочувствуешь, никого не жалко.

Юлия Пересильд(Настасья) и Евгений Морозов (Игнатов). Кадр из сериала.
Юлия Пересильд(Настасья) и Евгений Морозов (Игнатов). Кадр из сериала.

Актерская игра - кое-кто играть пытается. Например, исполнители ролей Игнатова (Евгений Морозов) и Настасьи (Юлия Пересильд). Пересильд вообще барышня красивая и яркая, а ее персонаж хотя бы имеет какой-то характер на фоне общей серости. Хотя, кто такая эта Настасья, чем она в принципе в отряде занимается - так до конца и не ясно, скорее всего полковая б... женщина с пониженной социальной ответственностью. Сначала с сержантом, потом с его начальником, потом с начальником начальника. И в сюжете она нужна только самим "авторам", как противовес главной героине - во-первых русская , во-вторых коммунистка, ну и вообще не чета непорочной Зулейхе, которая при просто протянутой к ней руке хватается за карабин.

Зулейха (Чулпан Хаматова). Кадр из сериала.
Зулейха (Чулпан Хаматова). Кадр из сериала.

Хаматова старше своего персонажа, и это видно. Хаматова старше своего партнера, и это тоже видно.

Тут вспоминается момент из сериала про вампиров: Я стал вампиром в шестнадцать лет, и теперь всегда выгляжу на шестнадцать. Ну, просто жизнь тогда была очень тяжелая.

Давать какую-то оценку исполнению роли Зулейхи даже не хочется. Хотя бы потому что Зулейха в основном молчит и смотрит, смотрит и молчит. Что там при этом она думает о происходящем, товарищах по несчастью, своих вьетнамских флешбеках со свекровью, etc. - остается загадкой. Оценивать в принципе нечего.

Могли бы выкрутиться, если бы голос за кадром принадлежал глав. героине, и хоть как-то приоткрывал, вероятно, богатый внутренний мир. Но нет - нарратор мужчина, а кто досмотрит до конца, узнает что это Юсуф, сын Зулейхи. И говорит он не о переживаниях и мыслях своей матери, а дает историко-статистическую справку, высосанную из того же пальца, что и про девочку сосланную на Колыму за недостачу мороженного в "документальном" фильме одного известного блоггера.

Хотя, есть еще какая-то невнятная аллегорическая сказка про птиц, которую точно не Зулейха, а Чулпан начитывает, чисто как аудиокнигу, просто потому что такая тональность женщине-крестьянке (если кто забыл) подходит, как рыбе зонтик. Анимация под эту сказку убогая, и смотрятся эти вставки абсолютно искусственно и ненужно.

Анимированные вставки .  Кадр из сериала.
Анимированные вставки . Кадр из сериала.

Химии между Зулейхой и Игнатовым нет никакой (это в мелодраме-то). Ну, он на нее поглядывает, ну она на него. С каким смыслом, учитывая что всю дорогу Игнатов живет полной жизнью с сочной "комиссаршей" - не понятно. Может опасается последствий, что мужа ее без суда и следствия порешили, может переживает, что и без беременной бабы геморроя у него выше крыши. А что уж там думает Зулейха - как описано выше, по ее пассивной игре не понятно вообще.

С таким туманным раскладом так же непонятно, с какого перепуга Зулейха прямо с первой встречи и до самого конца вызывает ревность у Настасьи (что она аки Петр I борды боярам рубает ей косы топором), потом догадки у сопоселенцев что "страдает мужик" (эсессно, по Зулейхе), и даже НКВДшнику Кузнецу, который заглядывает в поселок раз в полгода, 90% времени пьянее водки, и туп настолько, что ему скармливают пейзаж с Эйфелевой башней как типично Московский - почему-то все понятно, а мне, как зрителю, при просмотре - нифига.

То, что Игнатов переживает о том, что из 300 человек довез всего 30 - это и видно, и понятно (под трибунал в 30-е годы и за меньшее попадали), что ждет он кораблик с припасами, как Хатико на утесе - тоже; что хочет "домой" или "с шашкой на коня, и на линию огня"(с) - вообще достоверно. Что он почти 20 лет, как школьник, вздыхал по Зулейхе - от оно как, оказывается, неожиданно!

Грим актеров: что не лицо, то и гладенькое как яичко, и с налетом аристократической бледности. Даже когда уже все живут в тайге, где разнообразного гнуса столько, что фраза "как комарик укусит" - действительно успокаивает. Мошка, оводы, слепни, комарье сонмищами - да там лица коркой должны были покрыться к вечеру второго дня. Но нет, даже плебейский загар никого не посмел коснуться.

Котик, обреченный на гибель кровавым коммунистическим режимом
Котик, обреченный на гибель кровавым коммунистическим режимом

Раздражающий художественный прием - постоянная дешевая спекуляция на примитивной жалости. Бедненький котик, брошенный после ночевки в 1 серии. Мальчик, которого перед посадкой в вагон отец толкнул, сказал: "беги", а конвоиры сразу расстреляли - хотя это не особо опасный уголовник, и вообще ребенок, но на здравый смысл забили еще с первого кадра. Еще одна бедняжка, давящая на жалость, уже в вагоне-теплушке, который отказывается от кусочка хлеба: "Не надо, папа, я ведь скоро умру". Выкармливание Зулейхой младенца собственной кровью - такой "True Blood" - это вообще отвал башки с медицинской точки зрения, ибо в грудном возрасте это рвота, диарея, как результат - обезвоживание, и понятно какой итог.

 Кадр из сериала.
Кадр из сериала.

Помимо детей и котиков призывают пожалеть профессора-дегенерата, который на лекциях в университете ( это в 1929 году, это для детей рабочих и крестьян, будущих советских специалистов) на голубом глазу сравнивал колхозы с рабами древнего Египта; художника, который для бравады перед другом лепит бюстик Сталина из хлебного мякиша, а потом им же закусывает.

Ребята, такие пассажи свежо и смело смотрелись в конце 80-х. В 2020 смотрятся фальшиво, дешево и тупо.

Ну и конечно же главный козырь давления на жалость - это нечеловеческие условия в которых вынуждены выживать депортированные граждане.

Но при этом как-то все упускают из вида, что прямо в тот же момент времени, когда ссыльные кулаки из сериала про Зулейху осваивали лесоповал в Забайкалье, в других местах СССР строились Турксиб, ДнепроГЭС, первые шахты в Кузбассе и там же, рядом с ними - первый металлургический комбинат. Люди жили и работали в таких же нечеловеческих условиях: лес, гнус, болота, бараки. Все, как у Зулейхи - такие же голодные, вшивые, грязные. Только это были комсомольцы-добровольцы, молодые советские специалисты, рабочие и крестьяне, и поехали они туда сами.

С "обоснуем" в сериале вообще все печально. В самом средненьком одноразовом дамском романе про "попаданку" из 20 века в средневековье мелочи более продуманы, а создатели этого сериала, или изначально романа, только на них и колятся.

Ну например: Почему в пересыльной тюрьме содержатся вместе и мужчины, и женщины, и дети, крестьяне на депортацию вместе с уголовниками? Почему отряд ОГПУ ведет себя как банда Махновцев? Зачем Игнатов катает ссыльных на паровозе полгода, как Моисей евреев по пустыне, растрачивая нужные молодой Советской республике ресурсы на эти покатушки? Почему поселенцы помирали от голода в тайге полной непуганого зверья, грибов и ягод, на берегу реки, полной рыбы? Завезли их летом, секретом, что зимовать придется тут же, ни для кого не было. Как и то, что в стране голод везде, шведский стол не предполагался. Так почему, люди деревенские и привыкшие кормить себя сами (за вычетом урки и трех гнилых интеллигентов, тоскующих у костра по Парижу и "хрусту французской булки"), люди точно знающие, что съедобно, а что нет, и главное - как это заготавливать впрок, сидят и тупо ждут пока комендант что-нибудь поймает покушать?

Кадр из сериала.
Кадр из сериала.

А потому, что при полной режиссерско-постановочной импотенции все силы брошены не на то, что бы рассказать более-менее связную историю, а создать очередную чернушную пугалку о Сталинском режиме и кровавой гэбне. Отсюда пассивная никакая главная героиня, зато яркий, подлый и алчный офицер ОГПУ Кузнец. Пассивные и безликие (так уж получилось у создателей сериала) не только татары, но чуваши, мордва - Игнатов перечисляет все народности своего поселка, но! зато какие яркие гопники красноармейцы - сыплющие оскорбительными глумливыми "шутками" на каждом шагу и не дрогнувшей рукой стреляющие в спину бегущему ребенку. А молодое Советское государство не жалеет никаких ресурсов что бы не просто уморить каждую пару рабочих рук, но сделав это мееедленно, через изощренные страдания, и по сравнению с ним фашисты с гуманными газовыми камерами смотрятся просто как Корпус мира.

Кадр из сериала.
Кадр из сериала.

И, видимо, специально, к 75-летию Победы введены два персонажа-фронтовика. Это художник и урка. Художник, дойдя до вожделенного Парижа дезертировал, и там и остался (с учетом того, что Париж освобождала не Красная Армия, а союзники в 1944, можно предположить что дезертировать он мог и раньше, еще большой вопрос - к кому). А уголовник Баширова вернулся, что характерно, весь в орденах, и начал наводить зоновские порядки в поселке Семрук в качестве нового коменданта.

Все эти вопросы конечно же, риторические. На самом деле вопрос по существу только один - как в сетке одного телевечера уживаются "60 минут" с непримиримыми Скабеевой и Поповым, потом вот это вот, и сразу после "Вечер с Владимиром Соловьевым"? Нормально? Ну, тогда только как в анекдоте - вы либо уж трусы наденьте, либо крестик снимите.

Такой вот плевок может и мог бы пройти по касательной, если бы сериал шел, например, летом, не в условиях самоизоляции, и если б во всех программах канала от "Доброго утра" до "Вестей" не призывали заценить это убогое творчество. Так что не надо удивляться и истерить: "нас не так поняли". Вас поняли, и как раз правильно .