Найти в Дзене
Андрей Юрков

Тамtam Музыка Смутного Времени. Фильм Ивана Бортникова.

...всему своё место и время....
В конце июня Иван Бортников представил свой фильм «ТамТам. Музыка смутного времени» в культурном пространстве «Сердце» , расположенном практически в самом сердце Петербурга. Это новое место. Я был там впервые. Интересная локация . Предпремьерный показ был организован несколько сумбурно. Подготовка события шла хаотично. Чего стоит хотя бы такой нюанс - Ваня даже толком не знал, где это самое «Сердце» находиться. В разговоре накоротке перед показом Иван объяснил выбор места тем, что кто-то из старой тусовки ТамТама взялся за проведение показа. Я в ТамТамовской тусовке не силен, хотя может Иван и не называл никаких имён. Как бы ни было, довольно символично, что самый первый показ состоится на Васильевском острове. Небольшие помещения обладают чудесным свойством – обозначать ажиотаж малых форм коммуникации. На языке повседневного общения это значит, что людей пришло довольно много. Говоря совсем уж по-простому, был биток. Люди сидели на полу перед экраном и стояли по стене у входа. Из примечательных персон я засёк героев картины Серафима и Лёху Никонова, за 10 минут до начала встретил ещё Игоря Тимофеева из «Аквариума», но возможно он оказался там случайно. Манеру своего вступительного слова Иван выбрал абсолютно лишенной официоза. Рассказал о баснословном бюджете картины, попросил не говнить его за кино после просмотра и, самое главное, дал ключ к своему фильму – « Я никогда не был в ТамТаме, я снимал кино не о истории клуба, а о моём видении истории клуба». Я привожу не цитату, но вполне передающую смысл посыла фразу. Это личная Ванина история. Я (сейчас небольшое лирическое отступление от генеральной линии повествования), так вот, я думаю, что настоящий художник в любом произведении отражает себя, он не отражает окружающий, как принято говорить, мир. Он конструирует свой. Иван Бортников энтузиаст, на мой взгляд, в самом лучшем смысле этого слова. Это видно по всем его проектам. Он интересуется жизнью, может прозвучать удивительно, но это редкость. Я желаю ему всяческих успехов. А ещё у него есть команда. И это по-настоящему круто. Теперь о ТамТаме. Сначала небольшой ликбез для тех кто возможно в танке и дочитал до этого места исключительно полагаясь на мой безупречный стиль. Постараюсь буквально в двух словах - что такое «ТамТам» и почему время смутное. В слово музыка каждый вкладывает настолько своё, что тут мне брать на себя роль интерпретатора не с руки.

-2

-3

Итак, ТамТам это уже абсолютно оформившийся миф русского рока (да простят все те, кто ничего общего с ним, с русским роком, иметь не хочет) История на уровне обывателя следующая: Всеволод (Сева) Гаккель некогда участник супер (чего уж там прибедняться) группы «А» посетил в конце 80-х Соединённые штаты сами знаете чего. Там он бывал в музыкальных клубах, и под впечатлением увиденного , на голом энтузиазме, при поддержке молодой шпаны, сделал клуб на Васильевском острове. Клуб этот, в данном случае для хипстеров оговорюсь, был не совсем тем, что называется клубом сейчас. Говоря по совести, это и не клуб даже, это принципиально другая форма организации концертной деятельности начинающих самодеятельных групп. Происходило это в позднейшем из возможных СССР в 91 году. Победоносный Ленинградский рок клуб весной помпезно отпраздновал десятилетие и к осени приказал себе долго жить. Инфляция, приватизация, нищета, бандиты, наркотики, Белый дом, Чечня…..примерно такая, как модно сейчас говорить, повестка. Именно с этого и начинается фильм. С предыстории. Контекст ситуации здесь важен принципиально. Мне при просмотре показалось, что Ваня перетянул с ,так называемым , зачином, но на общее, цельное восприятие это сработало отлично. В картине есть отличнейший момент с жестом Ельцина. Он как бы обрывает историю СССР и перекидывает логический мост в новою Россию 90-х. Не знаю искал ли Иван что-то подобное целенаправленно или наткнулся случайно и вставил. Как бы ни было сработало превосходно и зрители на показе это оценили. ТамТам просуществовал до 1996 года и был определенным срезом жизни новой России. Творческие и прочие итоги следующие : будучи первопроходцем, ТамТам снискал себе участь культового, он был явлением и ориентиром для идущих следом. В биографии Севы Гаккеля ТамТам занял место практически равное его участию в «А», если не большее. Некоторые группы из ТамТама стали известными, а некоторые даже обрели коммерческий успех. Это нормально – кто-то должен был выплыть. Остальные сформировали некоторую нишу – широко известных в узких ругах. Вот о них и снял свой фильм Иван Бортников. Теперь собственно о самом фильме, дабы Зоя Петрова смогла назвать рецензией эти мои эпистолярные экзерсисы . Фильм вышел несколько неожиданным для меня. Честно говоря, я ждал треша, а получил вдумчивое высокохудожественное произведение искусства. Кино стильное, без провалов. Повествование поделено на главы. Смотреть потому не утомительно, а у автора есть возможность построить пунктирную линию рассказа. Хочешь не хочешь, а история ТамТама имеет начало и конец, как любая другая история. Пересказать её одной точкой зрения нелепость, а вот расставить акценты самое то. Иван прекрасно поработал над стилем – там, где нужно просто выдать информацию он даёт её концентрировано и ёмко, например просто зачитывается отрывок из книги, а то и просто из Википедии, разумеется всё это прикольно графически оформлено. Шрифт титров «Ленинград 1991 год» в начале картины это сразу привет ребятам сделавшим фильм «Герои советского нью-вейва». Ни дать ни взять, чувство корпоративного стиля на высоте. Есть в фильме и привет(справляющему тридцатилетие!) фильму «АССА» в виде пояснений к словам героев, которое уважаемому зрителю могут быть непонятны в режиме словаря. Может быть это только мои тараканы, но всё ж таки аналогия напрашивается сама собой. Устраивать вакханалию говорящих голов из 20 часов отснятого материала Иван не стал. Как не стал и перегружать зрителя обилием мнений. Главные роли повествования заиграли Сева Гаккель, художник Алексей Михеев и Сергей Ефременко из группы Markscheider Kunst. Они ведут основной рассказ, они высказываются по всем вопросам. Блестящие роли второго плана у Александра Танкевича и Ильи Мародёра, которые дают перца и специфического русского юмора. Это когда весело и страшно, страшно весело и просто страшно. Но страшно это если копать в глубь, а по поверхности совсем другое дело. Кроме того гениальные совершенно эпизоды с Лёхой Никоновым (там где пацаны обкрадывают ларёк и скупают дискографию ГО на кассетах) -(это я видел в другом видео, но приписал сюда) и Кириллом Ермичёвым, который переводит Кастанеду на язык пацанских раскладов. Классные эпизоды Стаса Богорада. Там сама жизнь, которую, впрочем, еще нужно было художественно снять. В целом, видимо в виду моего специфического восприятие бегущих картинок, для написания чего-то связного непосредственно о фильме, его нужно посмотреть еще раз, и даже не раз. Общее впечатление у меня довольно светлое. Обозначенные мною как заглавные и экологически чистый Сева Гаккель, и просветлённый Алексей Михеев, и умиротворенный Сергей Ефременко в обстановке тихого спокойного, неторопливого быта создают довольно специфическую ауру фильма для домашнего, можно сказать семейного просмотра. Это парадоксально в контексте самой истории. Однако ж и это я ставлю Ивану Бортникову в заслугу.

-4

-5


Во дворике пространства «Сердце» после картины я видел многих людей, которые определённо бывали в ТамТаме, и ТамТам это часть их жизни. Я видел их светлые, увлажнённые глаза. Я поздравляю Ивана с прекрасной картиной, которая случилась со всеми нами - и с теми для кого ТамТам это молодость, друзья, их музыка, и с теми, кто никогда Там не был, но ощутил магию этого времени и места – музыкального клуба в доме милицейского общежития.

-6