Найти тему
ПУТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ

О служении беспомощному человеку

Любовь к ближнему — это делание не того, что хочется или не хочется ближнему, а того, что действительно необходимо и важно для его телесной, духовной и нравственной жизни.

*

Себе служи, как младенец. Другим служи, как взрослый.

*

Узнать, что в уродливом и несправедливом мире истинный смысл жизни заключён лишь в служении телесно и духовно-больным людям, а не в служении себе или здоровым и своевольным наглецам, нужно не позже, чем в 23–24 года. Если узнаешь позже, уже не хватит ни сил, ни времени научиться этому служению в совершенстве. Однако, не стоит отчаиваться: лучше позже, чем никогда, и лучше хоть что-то, чем ничего. Иди же за душой повсюду, следуй за сердцем неотступно, покоряйся доводам разума беспрекословно, чтобы своевременно узнать всё то, что тебе надо узнать для истинной жизни твоей души.

*

Ты не сможешь по-настоящему и продолжительно служить нуждающемуся в твоей помощи человеку, если не испытал всего того, о чём мечтал в детстве, чего хотел в отрочестве, к чему рвался в юности, потому что тот, кто не идёт до конца за душою, не стремится осуществить всё возможное и безвредное из желаемого им, тот никогда полностью не разочаровывается в земной, а тем более в мирской жизни, и потому продолжает надеяться на неё и тосковать о ней и тогда, когда оставляет её, казалось бы, насовсем. Но время упущено, и теперь уже бесполезно стремиться к тому, чего не сделал раньше, ибо и люди, и обстоятельства, и условия, с которыми ты должен был встретиться в своё время, исчезли, их уже не найдёшь, их уже нет в природе — в одну реку не входят дважды. Остаётся лишь покорно, честно и безропотно отдаться той душевной пытке, которую заслужил своей трусостью, нерешительностью, медлительностью и умничаньем; и слёзной младенческой молитвой, глубоким сознанием невозвратности прошлого и покорностью Воле Отца постоянно преодолевать вечную тягу к этому прошлому, стараясь теперь изо всех сил не упустить возможности истинных отношений с тем человеком, к которому приставлен служить сегодня, и с момента встречи с которым только и может начаться твоя новая, настоящая и подлинная жизнь, в которой ты уже всегда будешь делать то, что́ тебе хочется, останавливаясь лишь перед тем, что́ вредит тебе и другим.

*

Никогда не приближайся к человеку молча — ни когда он спит, ни когда он бодрствует, — чтобы не испугать его. Всегда каким-либо образом предупреди его о твоём приходе, или о том, чтó ты намерен сделать, или чтó ты уже делаешь в данную минуту, если ему, конечно же, непонятны твои намерения или твои действия. — Если же он понимает их, говорить ничего не нужно.

*

Не греми вещами, но и не ставь их совершенно беззвучно, ибо и тем и другим можно испугать человека.

*

— Где ты был так долго ?
— Я выносил ведро и набрал дров на просушку.
— Долго ! Очень долго ! Очень медленно — так не годится.
Запомни: нужно всегда во всех ситуациях и в любых обстоятельствах для каждого дела заранее устанавливать то время, какое тебе позволяет отвести на него твоя Совесть, чувствующая каждую ситуацию, каждое условие и обстоятельство, а, главное, чувствующая человека, которому ты служишь. Ибо то, что́ быстро для одного, медленно для другого. Но, в любом случае, лучше всё сделать быстрее, чем опоздать и этим навредить. Вообще, все дела и работы для временной жизни нужно делать в быстром, но в безопасном темпе для того, чтобы всё, необходимое для вечной жизни, можно было делать не спеша и спокойно. То есть, нужно быстро и безопасно затопить печь, принести воду, проветрить помещение, приготовить еду, постирать одежду, купить продукты, отремонтировать жилище, прополоть огород, нарубить дров, накормить животных для того, чтобы уже не спеша и спокойно почитать, помолиться, побыть наедине с Отцом, поголодать, послушать Учителя, просто посидеть с тем человеком, которому служишь, согреть его благожелательным молчанием или добрым словом или прикосновением руки. Если же временной жизни уделять внимания, времени и старания больше, чем вечной, то вечной обрести не удастся.

*

Проси, чтобы Отец научил тебя служить самому придирчивому и тонкому человеку, а не грубому и толстокожему. Грубому служить не тяжело, а для тонкого человека нужно много таланта. У кого рука привыкла к тонкой, ювелирной работе, тот сможет сделать и грубую, топорную вещь. А у кого рука привыкла только к грубым движениям, тот не сможет сделать тонкого дела без долгого навыка и обучения.

*

Всегда думай не об успехе и результате какого-то дела, а только о твоём отношении к людям. Ибо и успешные и безуспешные дела кончатся и истлеют, а отношение к человеку — останется. И если оно было не Божьим, не благим, не вечным, тебя не утешат никакие твои успехи и достижения в твоих земных и уж тем более в мирских делах.

*

Служа беспомощному человеку, постоянно следи за его самочувствием, причём, не только глазами, ибо внешне может быть ничего не видно, но и душой, а значит слушай, чтó происходит в твоей душе. Ибо, как тело чувствует другое тело, так и душа чувствует другую душу. Ведь служить, в конце концов, приходится не столько телу человека, сколько его душе. Тела́ и болезни почти у всех людей одинаковые, а души — разные. Служить телу человека может и слон, но служить душе человека может только человек, да и то — только тот, душа которого полностью обнажена для восприятия чужой души. Поэтому, твоё служение будет тем совершенней, чем оголённей будет твоя душа. А для этого тебе нужно голодать и поститься, питаться по воле сердца, а не по прихотям желудка; читать книги об истинной любви и о глубокой внутренней правдивости; молиться своими, а не каноническими молитвами; слушаться Отца во всём, а не только в том, в чём тебе нравится Его слушаться; и никогда, нигде, ничем, кроме слёзного покаяния, не спасаться от угрызений Совести, которые возникают в тебе всякий раз после того, как ты повёл себя недостаточно тонко и внимательно по отношению к человеку.

*

Служа чужим, смотри на них, как на своих. Служа своим, смотри на них, как на чужих.

*

На пути слияния с Богом тебе не раз будет очень плохо на душе. Однако, даже если ты будешь в полном отчаянии и в совершенном унынии, твоё служение беспомощным людям должно быть при этом таким же качественным, как если бы ты был в озарённом и приподнятом настроении. Помни: человек, которому ты служишь, не должен страдать ни от твоего горя, ни от твоего счастья. Твоя духовная, внутренняя работа должна полностью оправдывать своё название, то есть быть совершенно невидимой, неслышимой и нечувствительной для окружающих тебя людей.

*

В разнообразных отношениях с людьми никогда не стремись к недостижимой цели — чтобы все люди были довольны тобой. Достигай только достижимой цели — чтобы ни твоим внутренним, ни твоим внешним поведением ты не причинял никому никакого вреда и не сваливал ни на кого твои обязанности.

*

Просить прощения у человека — это не обряд, не дань приличиям, не пустая формальность, — это полное вхождение в то душевное состояние, в каком оказался подвергнутый опасности или обделённый тобою человек; это полное воображение того ужаса, какой бы мог случиться из-за твоего невнимательного или неосторожного обращения с ним; это полное распутывание всей логической нити причин и следствий твоего поступка и ясное осознание и памятование того, что любая твоя оплошность, самое ничтожное равнодушие и еле заметное легкомыслие могут привести другого человека к тяжёлой травме, изматывающей болезни или к смерти.

*

Ты должен многие годы находиться в состоянии раскаяния и сожаления о своей прошлой жизни, прося у Бога прощения за то, что раньше жил, подавляя свои душевные порывы ради суетного уважения к тебе друзей, родственников и знакомых. Нельзя глубоко не печалиться об этом. Однако, иногда тебе придётся и улыбнуться, но уже не для того, чтобы угодить здоровым и сильным глупцам, а для того, чтобы согреть и поддержать обслуживаемого тобою человека. Однако, улыбаться ты должен только в той степени, в какой это необходимо ему, а не приятно тебе; не увлекайся этими улыбками, чтобы не забыть о своём собственном печальном и плачевном положении.

*

Никогда не поступай по своим догадкам. Прежде, чем поступить так или иначе, всегда узнай у человека, поручившего тебе дело, правильно ли ты понял его или тебе только показалось, что ты его понял. Никогда не полагайся на твою мнимую сообразительность, которая всегда подведёт тебя и доставит огорчения и неприятности другим. Никогда не думай, что ты правильно понимаешь людей; всегда убеждайся в том, что ты правильно понимаешь их.

*

Господь не доволен тобой, раздражён, прогневан на тебя, потому что ты не шёл за своей душой туда, куда она звала тебя в отрочестве и в юности. И вот теперь, какое бы замечание тебе ни сделали, каким бы упрёком тебя ни кольнули, ты должен помнить — причина всех этих упрёков и замечаний коренится лишь в твоих прежних изменах твоей душе. Именно по этой причине ты сегодня не знаешь и не умеешь того, чтó необходимо для служения беспомощным людям: то ли больным, то ли старикам, то ли детям. Поэтому, когда тебе делают замечание, ты должен сразу же попросить прощения у человека, пострадавшего от тебя, а затем, уединившись, кричать и вопиять к Господу:

«Прости мне, Господи, моё прежнее непослушание душе и неделанье того, чтó она просила, и даруй мне, Господи, возможность искупить это преступление, — умоляю Тебя, Отец мой ! Даруй мне это поскорее, пожалуйста, чтобы люди, которым я служу, и другие люди — никто не пострадал из-за меня, ибо моя духовная беспомощность и душевная неразвитость делают меня во всём виноватым и везде опасным. Чтобы приносить благо всем, я должен быть соединён с Тобой, Господи, быть Твоим орудием, иначе моя мирская жалость к людям и моя неумелая помощь им будет для них страшнее смерти. Восстанови меня, Господи, от моего несовершенства, или спаси людей от меня, если несовершенство моё безнадежно !»

*

Бог — это истинная нужда человека. Мир — это ложные потребности людей. Будешь служить истинным нуждам человека — сольёшься с Богом. Будешь служить ложным потребностям людей — станешь частью мира.

*

Берегись равнодушия. Берегись и необузданного милосердия. Ибо и тем, и другим можно замучить человека, которому служишь.

*

Когда человек служит не тому, кому должен служить, ему плохо от того, кому он служит. В истинном же служении человеку всегда плохо от самого себя, а не от того, кому он служит; от своих пороков, а не от пороков обслуживаемых им людей.

*

Человек должен служить только тому, от кого или через кого он имеет материальную, духовную или нравственную плату. О том же, чтобы кому-то служить “бескорыстно”, не может быть и речи. Бескорыстие — это дьявольская уловка, на которую подлецы всегда ловили невежественных, доверчивых, простодушных или тщеславных людей, думающих, что за их сегодняшнее бескорыстие их кто-то наградит завтра. Бескорыстие — относительное понятие. Во многих людях есть желание служить бескорыстно то ли в материальном, то ли в духовном отношении, но это не значит, что в ком-то из них есть желание служить бескорыстно в нравственном отношении, то есть в отношении чистоты перед Совестью и вечного покоя души. Самое большее, на чтó способен человек, это отречься от духовной корысти. Безотносительного же бескорыстия в природе не существует, и тот, кто стремится жить абсолютно бескорыстно — играет спектакль или рискует остаться ни с чем. Я не желаю ни для кого такой участи. Человек должен тратить свои физические силы на приобретение, во-1-х, духовных сил, то есть понимания и чувствования Воли Бога, во-2-х, на обретение нравственной чистоты — искупления своих ошибок и преступлений ради покоя своей Совести, а не на обретение гордости по поводу какого-то там мифического безотносительного бескорыстия.

*

Служить надо только тому человеку, у которого сегодня есть то, чтó сегодня нужно тебе, или через которого к тебе придёт то, чтó тебе нужно в будущем. Нужны тебе деньги, служи тому, кто даёт тебе деньги; нужен тебе Бог, служи тому, через кого Он с тобой общается.

*

Если в юности ты не вытерпишь привычек другого человека, в старости ты не имеешь права требовать, чтобы кто-то терпел твои.

*

Обслуживаемый держится за служителя, служитель за обслуживаемого; нищий за щедрого, щедрый за нищего; слабый за сильного, сильный за слабого; больной за здорового, здоровый за больного; берущий за дающего, дающий за берущего. Все в этом мире боятся оставленности и ненужности. И тот, кто имеет — так же страдает от невозможности дать, как и тот, кто не имеет — от невозможности взять.

*

Тот, кто служит Богу, служит своим химерам, потому что его Бог это лишь его представления о Боге. Тот же, кто служит истинным потребностям человека, действительно служит Богу.

*

Служение телесно-больному и телесно-беспомощному человеку — это постоянное охранение человека от всевозможных опасностей: от опасности голода, холода, жары, бездомности, одиночества, тяжёлых болезней, преждевременной смерти, от опасности духовных уродств и нравственных извращений и многого-многого другого. Если хранишь человека в одном, но забываешь сохранить его в другом — значит ты плохой охранитель, недобросовестный работник, нелюбящий брат. Молись же Отцу, стремись к совершенной заботе, к тому состоянию тела и духа, о коем сказано: не дремлет и не спит Хранящий человека — человека, о коем заповедано: люби брата твоего, как душу твою; охраняй его, как зеницу ока твоего. — Но не переусердствуй: храня тело человека, не храни тело его в ущерб духу его; храня дух его, не раскармливай дух его в ущерб нраву его; храня нрав его, не храни его нрав в ущерб твоему нраву, ибо его нраву не будет пользы от твоих нравственных жертв, — польза другому человеку всегда бывает лишь от наших телесных и духовных жертв ради него.

*

Чтобы не быть одиноким, будь всегда с Богом. А чтобы быть с Богом, будь всегда там, где Он. А Он всегда там, где есть беспомощный человек — то ли ребёнок, то ли старик, то ли больной. Но не беги к какому угодно беспомощному человеку, то есть не рождай себе ребёнка от кого попало и не бери в свой дом любого сироту, не выбирай себе наугад любого больного и не беги ухаживать за любым стариком, — всё это избирай только по Воле Отца, потому что только Отец твой знает, кому подходишь ты и кто подходит тебе по тем многим качествам, по каким люди должны подходить друг другу. И обретя того беспомощного человека, который суждён тебе от Бога, и начав ему служить, ты сразу почувствуешь, что Бог рядом с тобой, потому что Он всегда рядом с тем, кому ты служишь по Его Воле. Он всегда рядом со Своими беспомощными или больными детьми, нуждающимися в посторонней помощи и поддержке. И если ты всегда будешь рядом с теми беспомощными людьми, с какими свёл тебя Он, ты всегда и будешь рядом с Ним, и никогда не будешь чувствовать себя одиноким, оставленным и никому не нужным на Земле.

*

Непосредственно служа больным и беспомощным, а не здоровым и сильным, служу первозданной, нетронутой, естественной, природной жизни, которая основана лишь на прокормлении себя и беспомощных ближних, и тем самым перестаю служить жизни придуманной, грязной, нарочно устроенной, рабской, порочной, которая основана на прокормлении себя и шайки здоровых, сильных и наглых рабовладельцев. Служение здоровым и сильным — рабство. Служение больным и беспомощным — освобождение из него.