Сегодня наши знаменитости стали частыми гостями престижных фестивалей, но так было не всегда. Во времена СССР попасть на красную дорожку западного кинофорума удавалось единицам.
Советских актрис, которые смогли побывать в Каннах, можно пересчитать по пальцам, но каждая из них оставила яркий след в истории самого главного международного фестиваля. Несмотря на бюрократические сложности и царящий в стране дефицит, который серьёзно усложнял задачу выглядеть эффектно на столь важном мероприятии, наши артистки смогли не только достойно представить отечественный кинематограф, но и поразить местную публику своей красотой и безупречным вкусом.
А началось всё с Марины Ладыниной и Галины Водяницкой. В 1946 году состоялся первый Каннский фестиваль, на который отправилась официальная делегация от СССР. Целых 9 советских картин (из которых 6 — полнометражных) участвовало тогда в конкурсе.
В то время фестиваль ещё не вручал "Золотую пальмовую ветвь", а лишь отмечал лучшие фильмы специальным призом "Гран-при". Получила награду первого Каннского фестиваля и советская лента "Великий перелом".
Что же касается актрис, то французская пресса тогда обратила особое внимание на Галину Водяницкую, которая исполнила главную роль в конкурсном фильме "Зоя". Западная публика впервые увидела советскую кинозвезду, и это стало настоящей сенсацией. О Водяницкой много писали в газетах, а её портрет даже украсил обложку французского журнала "Cinema".
А вот Кларе Лучко посчастливилось побывать в Каннах дважды. Первый раз актриса попала на фестиваль в 1954 году. Позже звезда вспоминала, что много сил потратила на то, чтобы найти подходящее платье. Наряд, заказанный на Кузнецком мосту, получился слишком громоздкий и неудобным. Ещё бы, ведь на него ушло почти 15 метров ткани.
На помощь пришла коллега Людмила Целиковская, одолжившая Кларе своё вечернее платье в стиле New look с открытым приталенным лифом и пышной юбкой из тафты. Наряд Лучко дополнила чёрными перчатками, ожерельем и элегантным клатчем. Образ получился настолько изысканным, что никто не смог бы отличить обворожительную советскую красавицу от западных звёзд.
Второй раз Лучко попала в Канны в 1960 году. И снова актриса смогла выбрать платье, которое произвело фурор на фестивале. Речь идёт о довольно смелом по советским меркам наряде, который в зарубежной прессе окрестили "Красной бомбой". Сегодня яркое платье из нейлона находится в коллекции историка моды Александра Васильева.
А вот Ирина Скобцева в 1956 году получила в Каннах звание "Мисс шарм", которое отвоевала у американской кинозвёзды Ким Новак. Готовясь к поездке во Францию, актриса долго думала, какой наряд подойдёт для столь высокого мероприятия. А поскольку купить что-то стоящее было довольно проблематично, Ирина решила обратиться за помощью в портнихе.
Скобцева приобрела отрез ткани в мелкий цветочек и придумала очаровательный фасон в рукавами-фонариками и пышной юбкой по моде того времени. Секрет наряда был в жёстком подъюбнике из вологодской кружева, который помогал платью держать объём и форму. Образ актрисы получился настолько впечатляющим, что о ней написали в журнале "Paris Match" и присудили победу в уже упомянутом конкурсе.
На следующий год в Канны поехала актриса Изольда Извицкая, сыгравшая главную роль в фильме "Сорок первый". К ней, в отличие от красавицы Скобцевой, французские журналисты были довольно строги. Прогулка по пляжу в простом костюме из крепдешина закончилась тем, что к Изольде прикрепилось обидное прозвище "советская звезда с ногами кавалериста" — именно таким эпитетом охарактеризовала пресса фигуру актрисы.
Конечно, Извицкой было обидно, но она смогла реабилитироваться в глазах взыскательной каннской публики, благодаря эффектному платью от Кристиана Диора. Наряд Изольда позаимствовала у русской эмигрантки. В нём актриса смотрелась гораздо элегантнее, чем в невзрачном пляжном комплекте, так что комплименты не заставили себя ждать. Глянцевые журналы наперебой восхищались вкусом советской гостьи, а в Париже даже открылось кафе, названное в честь Извицкой "Изольда".
Но настоящий триумф ждал советскую делегацию в Каннах в 1958 году. Фильм "Летят журавли" получил "Золотую пальмовую ветвь "и до сих пор остаётся единственной отечественной картиной, заслужившей эту высокую награду. В тот год исполнительница главной роли Татьяна Самойлова стала настоящей звездой фестиваля. Сам Пабло Пикассо восхищался актрисой, называя её русской богиней и пророча мировую славу. Однако советская система не позволила Самойловой сниматься в иностранных фильмах.
Зато на фестивале Татьяна была в центре всеобщего внимания. Ей присудили премию "Апельсиновое дерево" как "Самой скромной и очаровательной актрисе", а пресса пестрела заголовками, восхваляющими талант и красоту советской артистки.
Лариса Лужина побывала в Каннах в 1962 году, и этот визит едва не стоил актрисе карьеры. Юная Лужина представляла на фестивале картину "На семи ветрах". Всё шло без сучка и задоринки, пока на одном из вечеров девушку не пригласили на танец.
Возможно, если бы звезда кружилась в классическом вальсе, никто бы не обратил на это внимание, но Лариса задорно отплясывала запрещённый в СССР твист, да ещё и французские журналисты поспешили запечатлеть момент и опубликовать фотографии в "Paris Match" под громким заголовком "Сладкая жизнь советской студентки". Министр культуры Фурцева была в ярости, но положение спас режиссёр Сергей Герасимов, который взял всю вину на себя, заявив, что именно он велел актрисе танцевать. Фурцева сменила гнев на милость, и репутация Лужиной была восстановлена.
В 1972 году в Каннах Андрей Тарковский представлял ленту "Солярис", которая получила Гран-при фестиваля. Этот фильм и сегодня считается одним из величайших в истории кинематографа, а в год выхода на большие экраны и он вовсе стал настоящей сенсацией. На фестивале картину приняли с восторгом.
Порция славы досталась и исполнительнице главной роли Наталье Бондарчук. На красной дорожке актриса блистала в платье от Вячеслава Зайцева в стиле бохо-шик. Наряд был выполнен из золотистой ткани и переливается в свете софитов. По моде тех лет Наталья отказалась от укладки и просто распустила волосы по плечам, тем самым завершив богемный образ в духе свободолюбивых 70-х.
В 1979 году Гран-при фестиваля снова достаётся советской картине. Фильм Андрея Кончаловского "Сибириада" был встречен в Каннах овациями. Людмила Гурченко, известная своей любовью к моде, долго колдовала над нарядом для церемонии. Синее платье с турнюром она дополнила кружевным винтажным болеро.
В коллекции Людмилы Марковны было немало вещей с историей, которые она собственноручно перешивала. Обладая талантом модельера, актриса мастерски умела создавать уникальные ансамбли из самых заурядных вещей. Наряд для Каннского фестиваля — один из них.
А что вы думаете об образах советских актрис на Каннском фестивале? Пишите своё мнение в комментариях.
Подписывайтесь на "Выход в свет" и читайте другие статьи канала:
- Как сейчас выглядят Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян — звёзды культового фильма "Мужчина и женщина"