Найти тему
Выход в свет

Не хуже западных звёзд: как советские актрисы блистали на Каннском фестивале

Сегодня наши знаменитости стали частыми гостями престижных фестивалей, но так было не всегда. Во времена СССР попасть на красную дорожку западного кинофорума удавалось единицам.

Светлана Ходченкова, Анна Чиповская, Рената Литвинова на Каннском фестивале. Коллаж канала. Фото из открытого источника.
Светлана Ходченкова, Анна Чиповская, Рената Литвинова на Каннском фестивале. Коллаж канала. Фото из открытого источника.

Советских актрис, которые смогли побывать в Каннах, можно пересчитать по пальцам, но каждая из них оставила яркий след в истории самого главного международного фестиваля. Несмотря на бюрократические сложности и царящий в стране дефицит, который серьёзно усложнял задачу выглядеть эффектно на столь важном мероприятии, наши артистки смогли не только достойно представить отечественный кинематограф, но и поразить местную публику своей красотой и безупречным вкусом.

А началось всё с Марины Ладыниной и Галины Водяницкой. В 1946 году состоялся первый Каннский фестиваль, на который отправилась официальная делегация от СССР. Целых 9 советских картин (из которых 6 — полнометражных) участвовало тогда в конкурсе.

Советская делегация в Каннах, 1946 год: Сергей Герасимов, Михаил Калатозов и Марина Ладынина (крайняя справа). Автор фото: Евгений Халдей.
Советская делегация в Каннах, 1946 год: Сергей Герасимов, Михаил Калатозов и Марина Ладынина (крайняя справа). Автор фото: Евгений Халдей.

В то время фестиваль ещё не вручал "Золотую пальмовую ветвь", а лишь отмечал лучшие фильмы специальным призом "Гран-при". Получила награду первого Каннского фестиваля и советская лента "Великий перелом".

Что же касается актрис, то французская пресса тогда обратила особое внимание на Галину Водяницкую, которая исполнила главную роль в конкурсном фильме "Зоя". Западная публика впервые увидела советскую кинозвезду, и это стало настоящей сенсацией. О Водяницкой много писали в газетах, а её портрет даже украсил обложку французского журнала "Cinema".

Галина Водяницкая в Каннах, 1946 год. Автор фото: Евгений Халдей.
Галина Водяницкая в Каннах, 1946 год. Автор фото: Евгений Халдей.

А вот Кларе Лучко посчастливилось побывать в Каннах дважды. Первый раз актриса попала на фестиваль в 1954 году. Позже звезда вспоминала, что много сил потратила на то, чтобы найти подходящее платье. Наряд, заказанный на Кузнецком мосту, получился слишком громоздкий и неудобным. Ещё бы, ведь на него ушло почти 15 метров ткани.

На помощь пришла коллега Людмила Целиковская, одолжившая Кларе своё вечернее платье в стиле New look с открытым приталенным лифом и пышной юбкой из тафты. Наряд Лучко дополнила чёрными перчатками, ожерельем и элегантным клатчем. Образ получился настолько изысканным, что никто не смог бы отличить обворожительную советскую красавицу от западных звёзд.

Клара Лучко. Канны, 1954 год. Фото из открытого источника.
Клара Лучко. Канны, 1954 год. Фото из открытого источника.

Второй раз Лучко попала в Канны в 1960 году. И снова актриса смогла выбрать платье, которое произвело фурор на фестивале. Речь идёт о довольно смелом по советским меркам наряде, который в зарубежной прессе окрестили "Красной бомбой". Сегодня яркое платье из нейлона находится в коллекции историка моды Александра Васильева.

Клара Лучко на Каннском фестивале в 1960 году и платье "Красная бомба" на выставке Александра Васильева "Кино и мода".
Клара Лучко на Каннском фестивале в 1960 году и платье "Красная бомба" на выставке Александра Васильева "Кино и мода".

А вот Ирина Скобцева в 1956 году получила в Каннах звание "Мисс шарм", которое отвоевала у американской кинозвёзды Ким Новак. Готовясь к поездке во Францию, актриса долго думала, какой наряд подойдёт для столь высокого мероприятия. А поскольку купить что-то стоящее было довольно проблематично, Ирина решила обратиться за помощью в портнихе.

Скобцева приобрела отрез ткани в мелкий цветочек и придумала очаровательный фасон в рукавами-фонариками и пышной юбкой по моде того времени. Секрет наряда был в жёстком подъюбнике из вологодской кружева, который помогал платью держать объём и форму. Образ актрисы получился настолько впечатляющим, что о ней написали в журнале "Paris Match" и присудили победу в уже упомянутом конкурсе.

Ирина Скобцева в Каннах, 1956 год. Фото из открытого источника.
Ирина Скобцева в Каннах, 1956 год. Фото из открытого источника.

На следующий год в Канны поехала актриса Изольда Извицкая, сыгравшая главную роль в фильме "Сорок первый". К ней, в отличие от красавицы Скобцевой, французские журналисты были довольно строги. Прогулка по пляжу в простом костюме из крепдешина закончилась тем, что к Изольде прикрепилось обидное прозвище "советская звезда с ногами кавалериста" — именно таким эпитетом охарактеризовала пресса фигуру актрисы.

Конечно, Извицкой было обидно, но она смогла реабилитироваться в глазах взыскательной каннской публики, благодаря эффектному платью от Кристиана Диора. Наряд Изольда позаимствовала у русской эмигрантки. В нём актриса смотрелась гораздо элегантнее, чем в невзрачном пляжном комплекте, так что комплименты не заставили себя ждать. Глянцевые журналы наперебой восхищались вкусом советской гостьи, а в Париже даже открылось кафе, названное в честь Извицкой "Изольда".

Изольда Извицкая в Каннах, 1957 год. Фото из открытого источника
Изольда Извицкая в Каннах, 1957 год. Фото из открытого источника

Но настоящий триумф ждал советскую делегацию в Каннах в 1958 году. Фильм "Летят журавли" получил "Золотую пальмовую ветвь "и до сих пор остаётся единственной отечественной картиной, заслужившей эту высокую награду. В тот год исполнительница главной роли Татьяна Самойлова стала настоящей звездой фестиваля. Сам Пабло Пикассо восхищался актрисой, называя её русской богиней и пророча мировую славу. Однако советская система не позволила Самойловой сниматься в иностранных фильмах.

Зато на фестивале Татьяна была в центре всеобщего внимания. Ей присудили премию "Апельсиновое дерево" как "Самой скромной и очаровательной актрисе", а пресса пестрела заголовками, восхваляющими талант и красоту советской артистки.

Татьяна Самойлова (справа) и американская актриса Джейн Мэнсфилд в Каннах, 1958 год. Фото из открытого источника.
Татьяна Самойлова (справа) и американская актриса Джейн Мэнсфилд в Каннах, 1958 год. Фото из открытого источника.

Лариса Лужина побывала в Каннах в 1962 году, и этот визит едва не стоил актрисе карьеры. Юная Лужина представляла на фестивале картину "На семи ветрах". Всё шло без сучка и задоринки, пока на одном из вечеров девушку не пригласили на танец.

Возможно, если бы звезда кружилась в классическом вальсе, никто бы не обратил на это внимание, но Лариса задорно отплясывала запрещённый в СССР твист, да ещё и французские журналисты поспешили запечатлеть момент и опубликовать фотографии в "Paris Match" под громким заголовком "Сладкая жизнь советской студентки". Министр культуры Фурцева была в ярости, но положение спас режиссёр Сергей Герасимов, который взял всю вину на себя, заявив, что именно он велел актрисе танцевать. Фурцева сменила гнев на милость, и репутация Лужиной была восстановлена.

Тот самый танец Ларисы Лужиной в Каннах, 1962 год. Фото из открытого источника.
Тот самый танец Ларисы Лужиной в Каннах, 1962 год. Фото из открытого источника.

В 1972 году в Каннах Андрей Тарковский представлял ленту "Солярис", которая получила Гран-при фестиваля. Этот фильм и сегодня считается одним из величайших в истории кинематографа, а в год выхода на большие экраны и он вовсе стал настоящей сенсацией. На фестивале картину приняли с восторгом.

Порция славы досталась и исполнительнице главной роли Наталье Бондарчук. На красной дорожке актриса блистала в платье от Вячеслава Зайцева в стиле бохо-шик. Наряд был выполнен из золотистой ткани и переливается в свете софитов. По моде тех лет Наталья отказалась от укладки и просто распустила волосы по плечам, тем самым завершив богемный образ в духе свободолюбивых 70-х.

Наталья Бондарчук в Каннах, 1972 год. Фото из открытого источника.
Наталья Бондарчук в Каннах, 1972 год. Фото из открытого источника.

В 1979 году Гран-при фестиваля снова достаётся советской картине. Фильм Андрея Кончаловского "Сибириада" был встречен в Каннах овациями. Людмила Гурченко, известная своей любовью к моде, долго колдовала над нарядом для церемонии. Синее платье с турнюром она дополнила кружевным винтажным болеро.

В коллекции Людмилы Марковны было немало вещей с историей, которые она собственноручно перешивала. Обладая талантом модельера, актриса мастерски умела создавать уникальные ансамбли из самых заурядных вещей. Наряд для Каннского фестиваля — один из них.

Людмила Гурченко и Никита Михалков в Каннах, 1979 год.
Людмила Гурченко и Никита Михалков в Каннах, 1979 год.

А что вы думаете об образах советских актрис на Каннском фестивале? Пишите своё мнение в комментариях.

Подписывайтесь на "Выход в свет" и читайте другие статьи канала: