Писатель, сценарист и режиссер Клайв Баркер — это чрезвычайно самобытный феномен современной английской литературы.
Он родоначальник такого поджанра литературы ужасов как сплаттерпанк (подчеркнуто гротесковая атмосфера + натуралистичные сцены кровавого насилия). Однако позже он расширил это свое амплуа. Из-под его пера выходили семейные саги в фэнтези-антураже, традиционная научная фантастика, и даже книги для подростков.
Помимо литературного поприща и мира кино, Баркер состоялся еще как создатель компьютерных игр, живописец и фотограф. Совсем скоро увидит свет переиздание его «Книг крови» — дебютного сборника рассказов, вышедшего в 1984 году.
Через несколько месяцев выходит ремейк легендарного «Кэндимена» (совместная работа Баркера с Джорданом Пилом).
В связи со всем этим хочется кратко остановиться на биографии писателя, так мало известного русскому читателю.
Родился Баркер в 1952 году недалеко от Ливерпуля, в семье кадрового военного и преподавателя. По словам самого писателя, он часто ощущал себя «чужим» в семье, а отец прямо заявлял ему, что они принесли из роддома не того малыша.
Столь сложные отношения во многом сформировали мироощущение и стиль будущего романиста, привив ему интерес к исследованию феномена одинокости и непохожести.
«Каждый из нас чужак, носящий в себе секреты и тайны, — говорит Баркер в одном из интервью, описывая свое отношение к творчеству. — Мы могли видеть ужасные вещи, о которых не говорим, но именно эти воспоминания должны отзываться в нас, когда мы читаем хоррор».
Баркер учился в престижной школе, где редактировал местный журнал, а позже поступил в Ливерпульский университет на факультет английской литературы и философии. В это же время обостряются его отношения с семьей, и писатель вынужден заниматься БДСМ-практиками за деньги, чтобы прокормить себя.
Этот опыт оставил след и в творчестве автора. Например, срежиссированный им культовый фильм «Восставший из ада» (по его же повести «Адское сердце») буквально напичкан садо-мазо-эстетикой. Его сенобиты — это ангелы ада, смешивающие понятие боли и удовольствия. И выглядят они, надо отметить, соответствующе.
В это же время была основана театральная труппа «The Dog Company», где Баркер вместе с друзьями ставит пьесы собственного сочинения и снимает короткометражки на тему эротики и ужаса.
В начале восьмидесятых Клайв Баркер в основном рисует (так, он оформил обложку пластинки «Face Dances» группы «The Who»), пишет пьесы и рассказы.
Случайным образом они попадают к Рэмпси Кэмпбелу («Усмешка тьмы»), который впечатлился прозой юного Клайва и познакомил его с агентами и издателями.
Так и выходят «Книги крови», шеститомник, принесший Баркеру номинации на Британскую и Всемирную Премии Фэнтези. Забавно, что в Великобритании книги прошли практически не замеченными, но зато прогремели в США.
Сам Стивен Кинг назвал молодого автора «будущим жанра хоррор». Многие рассказы из «Книг» позже были экранизированы, а самыми знаковыми стали упомянутый выше «Кэндимен» и «Полуночный экспресс».
«Каждый человек – это книга крови. Мы все алые, когда открыты».
Для Баркера наступают золотые времена. Первый же его роман «Проклятая игра» был выдвинут на Премию Брэма Стокера и Букеровскую Премию (!).
В 90-х автор начинает эксперименты, отойдя от ужасов и сочного сплаттерпанка к фантастике и литературе для детей. Так «Имаджика», самим писателем названная самой любимой его книгой, рассказывает о «примирении» Земли, которая названа Пятым Доминионом, с остальными Доминионами – параллельными мирами, в которых сохранилась магия.
А неизданная на русском сказка The Thief of Always: A Fable, проиллюстрированная самим Баркером, министерством образования Великобритании была внесена в список обязательного чтения в средней школе.
В 1998 году фильм «Боги и монстры», который продюссировал писатель, получает Оскар за лучшую адаптацию сценария.
В 2000-х Клайв Баркер активно погружается в индустрию компьютерных игр, создавая персонажей и сюжет к шутерам «Undying» и «Jericho».
В это же время выходит его роман «Каньон холодных сердец». Это его magnum opus, вернувший писателя назад в сплаттерпанк. Здесь описана жуткая тайная жизнь голливудской богемы, где находится место оргиям, призракам и фирменному баркеровскому сюрреализму.
Словно подчеркивая свою многогранность, параллельно с «Каньоном» Баркер выпускает первую книгу цикла «Абарат», подростковый роман, проиллюстрированный самим автором.
Уже сейчас (вышло три части из пяти) сказке пророчат славу второй «Алисы в Стране Чудес». Чего стоит один только персонаж Джон Хват – человек с рогами на голове, на которых растут еще семь голов (все родные братья Джона Хвата).
В 2012 году Баркер едва не умер на приеме у стоматолога от токсического шока, после которого писатель впал на неделю в кому.
В 2015 вышел последний на данный момент роман автора «Алые песнопения» в котором он сталкивает свои же вселенные. Тут любимый миллионами Пинхед («Восставший из Ада») сталкивается с Гарри Д’Амуром, персонажем дилогии «Искусство».
В настоящее время писателю 67 лет, он ведет активную жизнь и участвует во многих проектах, связанных с литературой, кинематографом и живописью.
«Неужели в каждом сердце есть уголок для чудовищ?»
~ «Книги Крови».