Доброго времени суток, уважаемый читатель!
Благодаря развалу СССР и школьной реформе, мы сегодня больше знаем о поражениях нашей армии в 1941 году и о глупых кровожадных комиссарах. Однако в 1941 году были и победы, операция "Берлин" дальней бомбардировочной авиации Балтийского флота принесла одну из них и нанесла сокрушительный удар по машине пропаганды Гитлеровской Германии.
Ровно через месяц после нападения на СССР, 22 июля 1941 года, министр пропаганды Йозеф Геббельс заявил:
Скорее падут столицы всех стран мира, нежели падёт Берлин. Ни один камень не содрогнётся в Берлине от постороннего взрыва. Советская авиация уничтожена.
В ночь на 22 июля состоялся первый авианалёт немецкой авиации на Москву. В налёте участвовало 220 самолётов, которые четырьмя колоннами с высоты 2000—3000 метров в течение 5 часов бомбили город.
В ответ на бомбардировки Москвы командующий ВВС ВМФ СССР генерал-лейтенант Семён Фёдорович Жаворонков предложил провести Операцию "Берлин". Он обратился к наркому Военно-морского флота Николаю Герасимовичу Кузнецову с предложением силами авиации Балтийского флота нанести удар по столице Третьего рейха. Для нанесения удара предлагалось использовать аэродром "Кагул" на острове Эзель (о. Сааремаа, Эстония), на тот момент самый западный аэродром, контролируемый советскими войсками.
По плану операции "Берлин" бомбардировщикам требовалось ночью без истребительного сопровождения преодолеть расстояние в 900 км, большая часть маршрута проходила по территории контролируемой противником. Полёт должен был проходить на высотах более 5000 метров иногда с заходом на высоты до 7000 метров для преодоления системы ПВО противника и при температуре воздуха минус 40, несмотря на летнее время. Примерно 700 км маршрута проходили над морем без визуальных ориентиров. В таких условиях ошибки ориентирования могли стать фатальными для экипажей, пару десятков лишних минут полёта и топлива могло не хватить на обратный путь. По этой причине штурманы должны были наизусть изучить маршрут, также запомнить режимы работы шведских маяков и другие ориентиры, чтобы без помощи карт быстро определить своё местоположение по визуальным ориентирам.
Н. Г. Кузнецов, заинтересовавшись планом операции, озвучил предложение о бомбардировке Берлина на совещании у Иосифа Виссарионовича Сталина 26 июля 1941 года. Сталин одобрил операцию, ответственным за подготовку и проведение операции назначили Семёна Фёдоровича Жаворонкова.
27 июля 1941 года 1-ый минно-торпедный авиационный полк 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота под командованием полковника Евгения Николаевича Преображенского получил приказ передислоцироваться на аэродром "Кагул" на острове Эзель. На вооружении полка состояли бомбардировщики ДБ-3Т(ДБ-3Т модернизированная версия ДБ-3Б для возможности использования торпедного вооружения) и ДБ-3Ф(ИЛ-4). На первый вылет были отобраны экипажи бомбардировщиков ДБ-3Т. ДБ-3Т и ДБ-3Ф не были оснащены автопилотом или другими вспомогательными системами, облегчающими управление самолёта при дальних полётах. Лётчик должен был весь маршрут контролировать машину и удерживать курс, что требовало много усилий при дальних перелётах.
Аэродром "Кагул" не был расчитан для взлёта дальних бомбардировщиков с бомбовой нагрузкой, по этой причине потребовалось его дооборудование. Для этих целей из Кронштадта 2 августа вышел конвой, который смог скрытно через заминированные воды Балтийского моря доставить 3 августа на остров Эзель все необходимые строительные материалы и материальные ресурсы для проведения операции, а также обслуживающий персонал. Сложность операции заключалась в том, что фактически она проводилась в тылу наступающей немецкой армии (о. Эзель находился в 120 километрах западнее от осаждённого Таллина).
4 августа на аэродром "Кагул" прибыли бомбардировщики особой ударной группы под командованием полковника Е. Н. Преображенского.
С 4 по 7 августа проводились тренировочные вылеты и разведка маршрута до Берлина. Вылет на задание отменялся из-за нелётной погоды и только 7 августа разведка доложила, что метеоусловия позволяют осуществить операцию.
Семёном Фёдоровичем Жаворонковым, Евгением Николаевичем Преображенским и флаг-штурманом капитаном Петром Ильичём Хохловым было принято решение о проведении операции.
7 августа 1941 года в 21:00 на первую бомбардировку столицы Третьего рейха направилась ударная группа из 3-ёх звеньев общей численностью 13 бомбардировщиков ДБ-3Т.
Первое звено возглавил Е.Н. Преображенский. В его состав вошли экипажи лётчиков: капитана М. Н. Плоткина, старшего лейтенанта П. Н. Трычкова и лейтенанта Н. Ф. Дашковского.
Вторым звеном командовал командир 2-ой эскадрильи капитан В. А. Гречишников. С ним шли экипажи капитана Г. К. Беляева , старших лейтенантов А. И. Фокина и И. П. Финягина.
Третье звено вогзглавил командир 1-й эскадрильи капитан А. Я. Ефремов. В его составе - экипажи капитана Е. Е. Есина, старшего лейтенанта М.П. Русакова и лейтенантов А. Ф. Кравченко и В. Г. Александрова.
У взлётной полосы на боевое задание экипажи провожал командующий ВВС ВМФ СССР генерал-лейтенант Семён Фёдорович Жаворонков.
Первым поднял свою машину в небо Евгений Николаевич Преображенский.
Единственной защитой наших самолётов от зениток и истребителей была высота, поэтому полёт проходил на высотах от 5000 до 7000 тысяч метров. На борту самолётов температура опускалась до минус 35-40 градусов, при том, что операция проводилась летом! Весь путь экипажи использовали кислородные маски, не герметичные кабины самолётов не могли защитить людей от перепадов давления при смене высоты, очки обмерзали, а зимняя одежда не справлялась с холодом. Из навигационных приборов у экипажей был только компас и карта, каких либо современных средств наведения на цели не было, всю работу по отслеживанию местоположения самолёта выполняли штурманы экипажей. Радиосвязь использовать запрещалось в связи с опасностью обнаружения.
По воспоминаниям флаг-штурмана капитана П.И. Хохлова во время полёта наши бомбардировщики были обнаружены немецкими силами ПВО. Однако немцы не предприняли попыток уничтожить наших авиаторов, они ошибочно приняли наши самолёты за свои заблудившиеся бомбардировщики. Во время подхода к цели сигналами с земли их спрашивали: кто они и куда летят? Возле города Штеттин (пригород Берлина), немецкие силы ПВО, считая, что это сбились с пути свои, предложили нашим самолётам сесть на один из ближайших аэродромов. Обманутые пропагандой Геббельса, будто "с востока опасности нет", наблюдательные посты в Германии предполагали что угодно, кроме возможного налёта советских самолётов.
К этому моменту до Берлина оставалось не больше получаса, полным составом на основную цель вышло только звено Е.Н. Преображенского, 4 бомбардировщика, пилотируемые Преображенским, Трычковым, Дашковским и Плоткиным.
В Берлине не ожидали налёта, экипажи наших бомбардировщиков уже за 20 километров до города увидели его огни. Были освещены площади и дороги. Преображенский провёл группу над всем Берлином с севера на юг. Тишина! Выполнили разворот, сориентировались, нашли цели — военные заводы на северо-восточной окраине города. Встали на боевой курс. Через минуту прозвучала команда: «Сброс!».
8 августа в 1 час 30 минут ночи четыре бомбардировщика осуществили сброс бомб на хорошо освещённый Берлин. Немцы не ожидали налёта, по этой причине только после падения первых бомб на город, была включена светомаскировка, в небо устремились сотни прожекторов.
Однако ещё один экипаж из 3-го звена, под командованием капитана Е.Е. Есина, смог дойти до целей в Берлине. В отличие от отбомбившихся первыми бомбардировщиков, ему пришлось преодолевать заградительный огонь ПВО. Несмотря на риск, экипаж Есина смог выйти на цель и нанести удар. Остальные экипажи отбомбились по пригороду Берлина городу Штеттен.
Система ПВО Берлина считалась одной и самых лучших, небо охраняли сотни прожекторов и зенитных пушек. Самолёты группы Е.Н. Преображенского стали желанной целью для немецких расчётов зенитных орудий, небо наполнилось разрывами зенитных снарядов. Плотность зенитного огня и вероятность быть уничтоженными заставили радиста Василия Кротенко прервать режим радиомолчания и сообщить о выполнении задания в радиоэфире: «Моё место — Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». Василий решил, что если всех собьют, то пусть на аэродроме знают, что они выполнили приказ. Однако виртуозное маневрирование пилотов и доля везения позволило уйти из зоны действия ПВО противника без потерь. Перед экипажами бомбардировщиков предстоял обратный путь на аэродром "Кагул", в небе появились ночные истребители немцев, но бомбардировщики успели набрать высоту и оказались вне зоны их действия.
8 августа в 4 часа утра, после семичасового полёта, экипажи без потерь вернулись на аэродром. У взлётной полосы их также встречал Семён Фёдорович Жаворонков. Вступая после длительного полёта на землю, лётчики валились с ног прямо под фюзеляжами самолётов и ещё долго приходили в себя, собираясь с силами.
Германское руководство не могло поверить в то, что налёт совершили советские бомбардировщики. Бомбовый удар не нанёс существенного материального урона столице Германии, однако он имел важный политический и психологический эффект.
8 августа средства массовой информации Германии сообщили:
В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации, в количестве 150 самолётов, пытались бомбить нашу столицу... Из прорвавшихся к городу 15 самолётов 9 сбито.
Британское информационное агенство Би-би-си на это ответило:
Германское сообщение о бомбёжке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация над Берлином не летала.
8 августа Совинформбюро и «Известия» сообщали:
В результате бомбёжки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолёты вернулись на свои базы без потерь.
Эффект неожиданности помог выполнить первый налёт на Берлин без потерь, но уже во время следующего вылета группа Преображенского понесла первые потери в этой операции. Налёты советской авиации на Берлин продолжались до 5 сентября 1941 года.
Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк!)))
Смотрите также статьи:
- "ЛаГГ-3 - рабочая лошадка ВВС РККА."
- "ЛА-5 - самолёт деревянной конструкции для тотальной войны"
- "ЯК-1(И-26)- первый боевой истребитель А.С. Яковлева"
- "Вина коллективного "Запада" за пакт Молотова-Риббентропа."
Другие новости канала Заметки Дилетанта