Пандемия нового коронавируса все больше обостряет системный политический кризис в Соединенных Штатах. Противоречия противоэпидимической политики федерального центра и регионов начинают сказываться и на сложившейся системе военной и силовой системы американского государства. До жесткого противостояния между федералами и регионалами вроде событий полувековой давности и, тем более, времен гражданской войны XIX века, конечно, дело не дошло, но напряжение в системе государственных институтов налицо.
Губернатор штата Мэриленд Ларри Хоган заявил в четверг о дополнительных мерах по силовой защите 500 тыс. наборов для тестирования на коронавирус, закупленных штатом в Южной Корее. Он подчеркнул необходимость такого шага после того, как представители федерального правительства в марте конфисковали в нью-йоркском порту груз с 3 млн защитных масок стандарта N95, закупленных штатом Массачусетс. Подобные же проблемы имели и другие штаты.
Теперь же мэрилендский запас масок и аппаратов искусственной вентиляции легких хранится в секретном месте и защищен, по словам губернатора, не хуже Форт-Нокса.
Однако наиболее примечательным в этой ситуации стал акцент Хогана на том, что для противодействия «посягательствам» он задействовал Национальную гвардию, один из институтов вооруженных сил США, который находится в совместном, федерально-региональном управлении. А упомянутую конфискацию массачусетского груза проводили представители другого института американских вооруженных сил — Береговой охраны, которая в мирное время находится в подчинении министерства внутренней безопасности США. Теоретически могла возникнуть ситуация, когда американские военнослужащие, выполняя приказ, могли бы вступить в противоборство между собой на американской территории.
Такой военно-правовой коллизии не было в Соединенных Штатах давно. В современной истории ситуации, когда губернаторы пытались задействовать Национальную гвардию своих штатов для противодействия решениям федералов, отмечались в 50-х и 60-х годах прошлого века. Тогда, для преодоления сопротивления расовому равноправию президенты принимали решение о переводе Национальной гвардии штатов-«ослушников» в подчинение федерации (предусмотренная законодательством т. н. «федерализация»). Безусловно, из-за защитных масок федерализация Национальной гвардии штата Мэриленд не грозит. Но это в ситуации, сложившейся на рубеже апреля-мая.
Как пойдет дело дальше, будет зависеть от ситуации эпидемиологической. В Мэриленде, как и в целом в Соединенных Штатах и за рубежом, растет усталость масс от самоизоляции и карантинных мероприятий. Жесткие ограничительные меры губернатора Хогана вызывают все более решительный протест, организованный и политически окрашенный протест. «Глубинный народ», ориентирующийся на Дональда Трампа, и его глашатаи ратуют за свободу, опираясь на первую поправку к конституции США, за ограничительную модель, условно, шведско-белорусскую.
Но Ларри Хоган — политик опытный, это весьма популярный губернатор у себя в штате и заметная общенациональная фигура. Он республиканец и глава общеамериканской ассоциации губернаторов. Что весьма существенно в рамках набирающей ход политической кампании в преддверии ноябрьских федеральных выборов (президента, трети Сената и всего состава Палаты представителей Конгресса). С мнением Хогана не может не считаться и президент Дональд Трамп. Который в дополнение к контролю демократов над Палатой представителей, рискует потерять республиканское большинство в Сенате и даже проиграть президентскую гонку.
Хоган наделал шуму и на предыдущей неделе, когда заявил федеральному телеканалу о многочисленных звонках от жителей Мэриленда, интересовавшихся достоверностью замечаний Трампа о возможности использования спиртосодержащих чистящих средств для внутреннего употребления в целях профилактики заражения коронавирусом. По его словам, властям штата пришлось вести разъяснительную кампанию против подобных заблуждений. В то же время Хоган стремится избежать прямой конфронтации лично с Трампом, политик он опытный
Губернатор Хоган как главнокомандующий НГ Мэриленда демонстрирует силу. Сообщается, что в «операции» по защите мэрилендского запаса масок, как сообщается, было задействовано 1,3 тыс. военнослужащих Нацгвардии штата. Побольше батальона будет.