Мужчинам, которые чересчур трепетно относятся к своему «главенствующему» положению в обществе и любые попытки переосмыслить рамки существующего строя воспринимают как личное оскорбление — не читать!
Женщинам, считающим мужчин «вторым сортом» — не читать!
Комментарии таких личностей буду игнорировать и удалять. Это разговор о книгах, а не «война полов».
Не буду врать, что серию Елизаветы Соболянской про мужской гарем я прочитала случайно. Вовсе нет. Специально! Потому что знаю, что автор пишет хорошо, вдумчиво и качественно. Ну и стало интересно, как она выйдет из ситуации, в которую сама же себя и загнала в сюжете: матриархат в «бедуинском» племени. Согласитесь, очень необычный сеттинг — если вспомнить, какой строй там в реальности. Патриархат во всей красе! А как иначе? Жизнь кочевника сурова, физическая сила и выносливость по прежнему на первом месте.
Сомневалась я зря. Соболянская справилась. И «обоснуй» под получившийся казус подведен виртуозно. Общество вполне традиционное (если можно говорить о «традициях» в рамках фентезийного мира). И вот тут начинается разрыв шаблонов.
Мир, то есть география и традиции напоминают наше позднее средневековье со всеми делениями на «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись».
Пустыня. Кочевые племена. Романтика оазисов, занесенных песками древних городов, войны, похищения и так далее. Мир, в котором властвуют мужчины. Везде. Кроме одного «маленького, но гордого» племени. Там царит матриархат. Не потмоу что "женщины так захотели". Не от хорошей жизни они на это пошли. Обстоятельства так сложились, иначе... иначе бы погибли все. При этом нравы и обычаи остались прежними, из «мужского» мира. А как иначе, ведь общество диктует свои правила. А значит: Совет, Вождь, совет племени и… гаремы. Только вот мужскими. Не потому, что ... кхм... Просто так сложилось - мужчинам этого племени нужна защита. Не выживут они одни. И это тоже - с четким и ясным обоснуем.
"Мужской гарем" Елизавета Соболянская ЧИТАТЬ
Думаете, разврат, разврат и еще раз разврат? Вовсе нет. Просто система, поменявшая гендер. Со своими жесткими рамками и установками. Мужчины и женщины поменялись местами. Она — защитница и глава семьи. Он — хранитель семейного очага и главный воспитатель детей. И при этом ОНА — остается женщиной. А ОН — мужчиной. Автору удалось сохранить ту тонкую грань, без которой она становится беспринципной стервой, а он — подстилкой. Все герои цикла сохраняют чувство собственного достоинства, каждый знает свою роль и или смирятся, или… бросает вызов системе.
Система все равно сломает. Всех. Даже женщину, занесенную в племя из глубоко патриархального "западного" мира. В жизни всегда так и автор не нарушает этих законов. И это подкупает: никаких Мэри и Мартинов Сью, никаких нарушений законов мироздания. Два гендера. И множество нюансов взаимоотношений — от голимого патриархата до абсолютного матриархата.
Интересный ход: в одной книге в это племя "заносит" мужчин из патриархального племени, и они, чтобы выжить, должны подчиниться местным законам, а в другой -- то же самое происходит с женщиной. Политический брак, и вот уже "принцесса-цветочек" - глава семьи со всеми вытекающими. Какие "балы, красавцы и лакеи, юнкера"? Оружие в зубы и на площадку, отрабатывать стойки, удары, стретегию... А муж? А мужья обеспечать тылы...
"Выдать принца замуж" Елизавета Соболянская ЧИТАТЬ
Что мне импонирует — нет превосходства одного строя над другим. Каждый — на своем месте. Там, где патриархат — это «просто патриархат». Где матриархат — «просто матриархат». Не более того (иногда банан — это просто банан, и не надо искать смыл «синих занавесок»). На стыке интересов мужчины и женщины прислушиваются друг другу, относятся друг к другу бережно и с уважением. При любом строе.