Как известно армяне стали христианами, ещё до того, как это стало мейнстримом. Армянскую апостольскую церковь относят к Древним восточным церквям.
Древние восточные церкви - церкви, признающие постановления и исповедующие вероучительные догматы только двух или трёх первых Вселенских соборов. К Древним восточным относятся: Ассирийская церковь востока, Древняя Ассирийская церковь Востока, Армянская апостольская церковь, Коптская, Эфиопская, Эфиопская, Эритрейская, Сирийская, Маланкарская православные церкви.
На заре христианства языческие традиции у народов, принявших христианство, были ещё очень сильны. Вот и у армян сохранилось до сих пор благотворительное пожертвование – Матах (дословно «вознести соль»).
Если среди моих подписчиков есть армяне из Армении, расскажите, пожалуйста, об этой традиции в комментариях. Я же расскажу о жертвоприношение у нас, у амшенских армян.
Вместо «матах», амшенцы говорят «хурбон», думаю это адаптация тюркского слова «курбан» (жертвоприношение). Амшенцы особого религиозного смысла в хурбон не вкладывают. Обычно готовят петушка или бычка и зовут на трапезу гостей. Не обязательно родственников, зовут и соседей, порой случайных знакомых.
Хурбон проводят когда кто-то из семьи выздоровел после продолжительной болезни, или, например остался цел после аварии. То есть произошло событие, которое в народе принято называть «чудом». Иногда бывают и более прозаичные события – поступление сына в университет, хотя, дети бывают разными, может для каких-то родителей и это чудо.
Но есть у амшенцев ещё один вид жертвоприношения. Когда я о нем рассказываю в Москве, людям становится немного не по себе, но в моем детстве эта традиция была обыденностью и я наблюдал за ней точно больше десяти раз.
Итак. Жертвенный петух на амшенской свадьбе.
В день свадьбы, когда жених приезжает со своими друзьями и родственниками в дом невесты, брат невесты должен благословить пару. Делается это очень просто.
Когда жених и невеста выходят уже вместе за руку из родительского дома, брат начинает танцевать перед ними с петухом в руках под живую музыку маленького оркестра. Родственники тоже присоединяются к танцу, всем весело, даже кажется, что и петуху.
Танцующие начинают уставать, музыка прекращается, брат три раза обводит петуха вокруг пары, потом становится перед ними, три раза (снова три раза, помните, что мы христиане) прокручивает голову петуха по часовой стрелке и эту самую голову отрывает. Далее самая простая часть, брат откладывает тушку петуха, а палец макает в голову птицы и аккуратненько рисует кровью на обуви жениха и невесты крестики. Дальше веселье продолжается.
Согласен, неподготовленному человеку традиция может показаться дикостью, но лично я с большой теплотой к ней отношусь. В детстве я на свадьбы ходил практически только ради петуха. Жаль, что сейчас уже совсем редко проводят обряд с петухом. Это говорит о том, что теряется самобытность нашей этнической группы.