Найти тему
Нетривиальное Чтиво

Драйзер: попсовый беллетрист или классик реализма?

Финансист, Титан, Стоик – эти книги неизменно присутствовали на книжных полках советских граждан. Не важно – читали они их или нет, но зачем-то дружно покупали и хранили в сервантах.

Теодор Драйзер с испуганным видом ждёт наших отзывов
Теодор Драйзер с испуганным видом ждёт наших отзывов

Так кем же был любимец миллионов: бульварным писакой или серьёзным «художником-натуралистом», как его называет Википедия? /Кстати, в той же Википедии прочитал любопытный факт, что он оказывается чудом избежал «круиза» на Титанике, выбрав по совету знакомого более дешевый лайнер./

В творческом плане Драйзер, конечно, мастер. Волнующие сюжеты и лёгкий стиль повествования - мечта любого читателя. Ты с интересом следишь за судьбой героя, особо не напрягая мозг. При этом читаешь не абы что, а саму «классику». То есть развлекаешься и заодно ставишь «галочку» в графе «начитанность».

Хотя слово «развлекательный» слабо подходит к его романам. Скорее – «увлекательный». Увлекательные своей трагичностью мелодрамы, оставляющее тяжёлый осадок на сердце. Поэтому его обожают в основном меланхоличные и пессимистичные особы.

Кстати, ни один пессимист никогда не называет себя пессимистом. Все они считают себя «реалистами». Поэтому и своего любимого писателя окрестили «реалистом». Хотя, справедливости ради надо отметить, что в основе его сюжетов часто лежат реальные события. Но он, как Харари - берёт исторический факт и оборачивает его в художественный вымысел. В результате получается правдоподобное лирическое чтиво.

Реализм – он другой. Далеко не всегда такой лёгкий и читабельный, как его подкрашенный (не важно - цветными или чёрно-белыми красками) суррогатный брат. Но всегда настоящий. Драйзер предпочитал тёмные тона, но реализма это не прибавляло.

Чтобы почувствовать разницу, достаточно познакомиться с творчеством его современника по фамилии Хемингуэй. Да, многие его не жалуют, считая «занудным». Но зато как он излагал, «собака»! Ты читаешь и тотчас представляешь всё перед глазами. Он как глоток свежего воздуха после «натуралиста-художника».

Когда в Париже живёшь впроголодь, есть хочется особенно сильно, потому что в витринах всех булочных выставлены всевозможные вкусные вещи, а люди едят за столиками прямо на тротуаре, и ты видишь еду и вдыхаешь её запах […]
Надо было купить большой ломоть хлеба и съесть его, вместо того, чтобы ходить голодным. Я даже почувствовал вкус румяной, хрустящей корочки. Но её надо чем-то запить. «Ах ты, чёртов нытик, вздумал корчить из себя святого мученика! – сказал я себе. – Ты бросил журналистику по доброй воле»[…] («На выучке у голода» - Праздник, который всегда с тобой).

Каково? Вот, собственно, и ответ на вопрос о "реалистах".