Найти тему

ВЕЛИКОПЕТРОВСКИЕ ДИКОВИНЫ

Дорогие друзья, продолжаю писать о своем селе, бывшей казачьей станице Южного Урала.

Из конца в конец

В любое время года при любой погоде гулять по селу и за его пределами – одно удовольствие. Отовсюду веет легендами. Каждая тропинка в лесу, каждая верста имеет свою историю. Именно, знание истории позволяет по - новому, глубоко и интересно видеть то, что у нас перед глазами.

Если идёшь по улице, и знаешь, кто жил в том или ином доме, какое событие происходило в то или иное время, то сразу становится легко идти и, даже познавательно. Воспоминания превращают любую ходьбу в интересную прогулку. А в душе создается богатая палитра впечатлений, заставляющая думать.

«Жили на разных концах улицы», так, говорят о многонациональном селе, каким является и наше. В истории станицы наблюдалось разрывное размещение на этнические принадлежности. В Велико-Петровке (станице) существовала Калмыцкая улица, на которой калмыки проживали отдельно от русских. В советское время улицу переименовали в Первомайскую. Прошло много лет, но до сих пор в селе говорят: «живут на Калмыцкой улице» или «живут в том конце», а калмыков, нагайбаков в станице называли просто нацменами.
Планировка станицы своеобразная и сохранила старый тип рядовых линейных селений: широкие и прямые улицы с соблюдением «проулков» и по углам гнёзда-квартала, как предписывали градостроительные указы того времени. Более позднее уплотнение застройки в станице происходило в результате семейных разделов, подселений.

Из воспоминаний бабушки:
«Улицы в казачьей станице строились особым способом: на семью выделялась земля 1, 500 кв.м. От переулка до переулка вдоль улицы ставили четыре дома с надворными постройками. Если приезжали родственники на постоянное место жительство, то семья имела право построить им дом на своей территории, в «проулке». Так возле больших деревянных домов появлялись небольшие (саманные) или каменные дома в два окна».

Сейчас их в селе практически не осталось.

Экскурсия по селу

Совершим небольшую экскурсию по селу. Вот постройки зажиточного купца первой гильдии Скачкова Василия Спиридоновича.

Зданиям больше ста лет, но они до сих пор привлекают внимание своей необычной архитектурой и добротностью. До 1975 года в доме размещалась библиотека и почта, а сейчас в этом здании находится администрация сельского поселения.

В селе сохранился дом Егора Александровича Тараборского, помещика, который занимался выращиванием скота для продажи в Петербург.

Сохранилась часть дома, (вторую половину перевезли в Полтавку). богатой помещицы Мальхановой. Дом построили её сыновья Мальханов Афанасий Павлович и Мальханов Илья Павлович.

Фото автора.
Фото автора.

Станичники вспоминали: 1911 год, разгар Столыпинской аграрной реформы, которая, к сожалению, оказалась невыполнимой, по всем землевладельческим районам России разразился голод, охватив и нашу станицу – «полный неурожай хлебов и трав», «крестьяне и мещане терпят нужду».

Помещица Мальханова спасла бедных жителей станицы от голодной смерти, давая по три пуда на каждого. Правительство же выдавало по пуду зернового хлеба на человека в месяц. За это помещица была награждена царским правительством.

О личной жизни помещицы существует легенда:

в станицу приезжает золотоискатель А.В. Филатов и знакомится с помещицей Мальхановой. Уговаривает её одолжить ему денег в сумме 40 тысяч рублей, чтобы сделать оборот от продажи скота в Петербурге. Действительно, сделка прошла удачно, от продажи скота, Филатов получил большую выручку и упросил помещицу уплату долга отсрочить ещё на год. Сделал еще один оборот, получил достаточную прибыль. И стал избегать встреч с помещицей, чтобы не возвращать ей деньги. От такого поворота событий помещица тяжело заболела и через два года умерла.

А.В. Филатов крепко обосновался в селе, женился на Прасковье Васильевне Шапошниковой, у них родился сын. Но прожили они не долго. Вторично женился на Евдокии Михайловне. Купил дом в центре села и занялся выращиванием и продажей зерна. Поля его простирались от села Великопетровка до села Татищево. На полях работали бедные местные жители, которым он платил в день по одной копейке.

Интересно, одна копейка – это много или мало? По статистике 1914 года заработная плата рабочего составляла 1 рубль 08 копеек в месяц. Обратимся к книге «Средние общероссийские цены на главные продукты фабрично-заводской промышленности в России за 1914 год». Пуд мяса стоил 4 рубля 45 копеек, пуд масла коровьего – 16 рублей 50 копеек. Пуд колбасы можно было купить за семь рублей, а пуд рафинада – за три рубля семьдесят пять копеек. Пуд белого хлеба обходился в два рубля, а черный стоил один рубль. Не килограмм, а пуд (16 килограммов)! А какое раздолье было тогда для выпивох! Десять литров спирта стоили всего четыре рубля, а ведро водки – девяносто копеек.

В своем хозяйстве Филатов имел около ста дойных коров, свыше двухсот овец и около ста лошадей. Семья Филатовых с каждым годом разрасталась, укреплялась. И вот наступил трагический момент в их жизни, дети и внуки главы большой семьи Филатовых страдают от советской власти. В историческом протоколе от 27.10.1934 года читаем:

«Филатов Алексей Яковлевич – бывший владелец паровой мельницы, кулак - эксплуататор чужого труда, как скупщик и перепродавец скота на рынке. Филатову Анастасию жену и иждевенку, находящуюся в материальной зависимости от мужа. Филатова Михаила Яковлевича, владельца паровой мельницы раскулачить и отправить на поселение». Семью Филатовых, и ещё несколько семей из села раскулачили и отправили в Свердловскую область.

Из воспоминаний моей бабушки:

«Выселили семью Филатовых и ещё несколько семей по осени в глухой лес под Свердловском, мужики сразу стали строить землянки: выкапывали ямы, набрасывали в них хвойные лапы. Так и выживали. Вскоре муж Анастасии умер, и она вернулась в Великопетровку. Шла пешком долго, побиралась. Пришла зимой вся оборванная, худющая. В чём только душа держалась? На саночках, в деревянном ящичке привезла сына Алексея (Филатов Алексей Алексеевич (15.10.1930г.- 11.04.2011г.). Зимы в те годы были лютые. Своим дыханием всю дорогу Анастасия отогревала замерзающего Алёшу».

В апреле 2020 года на телевидение прошла премьера фильма «Зулейха открывает глаза», было много критики в адрес этого фильма, что нет в нём исторической правды и др. Я смотрела каждый вечер этот фильм и переживала с теми людьми все тяготы их жизни, вспоминала жизненный эпизод про Алёшу, и наворачивались слёзы. Да, было это всё. Просто кому-то не хочется вспоминать…

Идя по селу, видим лавку Савенкова (в советское время, контора первого отделения и склад бывшего совхоза), лавку Шарова и Скачкова и два трактира. Очень жалко, что лавку Савенкова не отдали в 2002 году под школьный музей, когда банкротили совхоз. И сейчас этот дом Савенкова разваливается, но не хочет умирать. В 2014 году в селе было сильное наводнение – река Кисеня вышла из берегов, затопило в селе погреба, подвалы. А в этом доме подвал был сухим. Вот что значит, строили на века!

Спасибо, что дочитали до конца. Следите за публикациями. Комментируйте, мне важно ваше мнение.