Я очень люблю старый фильм «Как украсть миллион» с Одри Хепберн. Но даже в детстве, помню, удивлялся, как относительно легко всё у неё с подельником получилось. Однако недавно я читал историю похищения знаменитой картины «Мона Лиза» из музея Лувр и, честно говоря, поражался. При такой безалаберной организации мер безопасности, как там, у них должны были половину коллекции растащить. Впрочем, времена были другие и на это нужно делать скидку.
1911 год. Лувр буквально ломится от дорогих шедевров искусства. При этом на 400 помещений там всего 200, скажем так, сторожей. По ночам – гораздо меньше. Никакой нормальной системы оповещений. Многие картины даже не привинчены к стенам, висели на гвоздиках! Только-только начали появляться короба из защитного стекла для особо ценных работ. Лувр (как и большинство музеев того времени) был поразительно плохо защищен от воровства – что и показала история с «Джокондой».
Лувр регулярно нанимал разнорабочих для разных задач. Одним из таких был 30-летний итальянец Винченцо Перуджа. Он как раз занимался изготовлением коробов из защитного стекла. Перуджа хорошо изучил музей и порядки там. Выполнил заказ, но в понедельник, 21 августа 1911 года, в выходной день, вернулся в белой спецовке, которые носили все рабочие в Лувре и без проблем попал внутрь через дверь для персонала.
Выбор вора пал на «Мону Лизу». На тот момент картина была относительно малоизвестна. Однако, по словам Перуджи, он хотел вернуть на родину шедевр земляка, который, как считал, отнял у его нации Наполеон. Итальянец не знал, что да Винчи сам привез «Джоконду» во Францию и продал королю Франциску I. Так или иначе, Лувр пустовал и Перуджа без проблем добрался до помещения, где висела «Мона Лиза». Снял её с четырех железных штырьков, удалил стеклянный короб, затем раму. Одни считают, что Перуджа спрятал полотно под одеждой, другие, что скрутил в рулон, снял спецовку и обмотал им картину.
На выходе вора ждал сюрприз – дверь была заперта. Он попытался разобраться с замком, возился с ручкой, но ничего не выходило. Однако мимо проходил другой работник музея – водопроводчик. Он без лишних вопросов открыл дверь своим ключом и выпустил Перуджу. Тот помчался домой и спрятал «Мону Лизу» у себя в квартире в сундуке с двойным дном. Ну а в Лувре исчезновение дорогого экспоната заметили лишь через день, причем, не без помощи обеспокоенных посетителей музея. Сторожи думали, что «Джоконду» сняли со стены и отправили на реставрацию или для съемок в рекламе Лувра. В общем, полный бардак.
Впрочем, когда о пропаже стало известно, поднялся большой шум. В стране даже закрыли границы. Арестовали одного поэта, чей друг, как выяснилось, некоторое время назад вынес из Лувра старинные иберийские статуэтки. Под подозрение попал молодой Пабло Пикассо – он, ничего не зная, купил те статуэтки. Но все версии развалились. Не помогли и допросы сотрудников музея и разнорабочих. Перуджа без проблем убедил полицию, что он 21 августа трудился на другом объекте. Его квартиру обыскали, но ничего не нашли.
Пресса гудела. По всему миру писали об исчезнувшей картине. Именно эта шумиха привлекла к полотну небывалый интерес. Но «Мона Лиза» как сквозь землю провалилась. К счастью, преступник сам себя выдал. Выждав время, Винченцо анонимно написал директору известной итальянской галереи Уффици, предложив вернуть картину на родину за вознаграждение в 500 тысяч лир. Тот пригласил его во Флоренцию, изучил полотно и, ничуть не колеблясь, сдал Перуджу полиции. В начале 1914 года «Джоконда» наконец-то прибыла назад, в Париж, уже в новом статусе. Народ на неё повалил.
Кстати, судья-итальянец оценил патриотический порыв Перуджи вернуть картину да Винчи на родину и дал ему маленький срок. Он отсидел всего 7 месяцев. Как вам такое?