Найти тему
Визуал

Показываю шаг за шагом, как «Мону Лизу» украли из Лувра

Я очень люблю старый фильм «Как украсть миллион» с Одри Хепберн. Но даже в детстве, помню, удивлялся, как относительно легко всё у неё с подельником получилось. Однако недавно я читал историю похищения знаменитой картины «Мона Лиза» из музея Лувр и, честно говоря, поражался. При такой безалаберной организации мер безопасности, как там, у них должны были половину коллекции растащить. Впрочем, времена были другие и на это нужно делать скидку.

Почти два года «Джоконда» была неизвестно где. Фото: общественное достояние.
Почти два года «Джоконда» была неизвестно где. Фото: общественное достояние.

1911 год. Лувр буквально ломится от дорогих шедевров искусства. При этом на 400 помещений там всего 200, скажем так, сторожей. По ночам – гораздо меньше. Никакой нормальной системы оповещений. Многие картины даже не привинчены к стенам, висели на гвоздиках! Только-только начали появляться короба из защитного стекла для особо ценных работ. Лувр (как и большинство музеев того времени) был поразительно плохо защищен от воровства – что и показала история с «Джокондой».

Лувр регулярно нанимал разнорабочих для разных задач. Одним из таких был 30-летний итальянец Винченцо Перуджа. Он как раз занимался изготовлением коробов из защитного стекла. Перуджа хорошо изучил музей и порядки там. Выполнил заказ, но в понедельник, 21 августа 1911 года, в выходной день, вернулся в белой спецовке, которые носили все рабочие в Лувре и без проблем попал внутрь через дверь для персонала.

Винченцо Перуджа. Фото из полицейского архива/общественное достояние.
Винченцо Перуджа. Фото из полицейского архива/общественное достояние.

Выбор вора пал на «Мону Лизу». На тот момент картина была относительно малоизвестна. Однако, по словам Перуджи, он хотел вернуть на родину шедевр земляка, который, как считал, отнял у его нации Наполеон. Итальянец не знал, что да Винчи сам привез «Джоконду» во Францию и продал королю Франциску I. Так или иначе, Лувр пустовал и Перуджа без проблем добрался до помещения, где висела «Мона Лиза». Снял её с четырех железных штырьков, удалил стеклянный короб, затем раму. Одни считают, что Перуджа спрятал полотно под одеждой, другие, что скрутил в рулон, снял спецовку и обмотал им картину.

Реконструкция ограбления от CNN и пустое место там, где висела картина.
Реконструкция ограбления от CNN и пустое место там, где висела картина.

На выходе вора ждал сюрприз – дверь была заперта. Он попытался разобраться с замком, возился с ручкой, но ничего не выходило. Однако мимо проходил другой работник музея – водопроводчик. Он без лишних вопросов открыл дверь своим ключом и выпустил Перуджу. Тот помчался домой и спрятал «Мону Лизу» у себя в квартире в сундуке с двойным дном. Ну а в Лувре исчезновение дорогого экспоната заметили лишь через день, причем, не без помощи обеспокоенных посетителей музея. Сторожи думали, что «Джоконду» сняли со стены и отправили на реставрацию или для съемок в рекламе Лувра. В общем, полный бардак.

Впрочем, когда о пропаже стало известно, поднялся большой шум. В стране даже закрыли границы. Арестовали одного поэта, чей друг, как выяснилось, некоторое время назад вынес из Лувра старинные иберийские статуэтки. Под подозрение попал молодой Пабло Пикассо – он, ничего не зная, купил те статуэтки. Но все версии развалились. Не помогли и допросы сотрудников музея и разнорабочих. Перуджа без проблем убедил полицию, что он 21 августа трудился на другом объекте. Его квартиру обыскали, но ничего не нашли.

Ликование по случаю возвращения шедевра. 1914 год, фото: общественное достояние.
Ликование по случаю возвращения шедевра. 1914 год, фото: общественное достояние.

Пресса гудела. По всему миру писали об исчезнувшей картине. Именно эта шумиха привлекла к полотну небывалый интерес. Но «Мона Лиза» как сквозь землю провалилась. К счастью, преступник сам себя выдал. Выждав время, Винченцо анонимно написал директору известной итальянской галереи Уффици, предложив вернуть картину на родину за вознаграждение в 500 тысяч лир. Тот пригласил его во Флоренцию, изучил полотно и, ничуть не колеблясь, сдал Перуджу полиции. В начале 1914 года «Джоконда» наконец-то прибыла назад, в Париж, уже в новом статусе. Народ на неё повалил.

На рисунке: как в прессе представляли кражу века. На фото: суд над Винченцо Перуджей.
На рисунке: как в прессе представляли кражу века. На фото: суд над Винченцо Перуджей.

Кстати, судья-итальянец оценил патриотический порыв Перуджи вернуть картину да Винчи на родину и дал ему маленький срок. Он отсидел всего 7 месяцев. Как вам такое?