Автор: Николай Марков
Ссылка на 1-ю часть статьи дана в конце поста
1977 год, эксперименты № 108-77, № 109-77 и № 110-77
Целью этого цикла краш-тестов была проверка разных вариантов крепления ветрового стекла требованиям стандарта США № 212. Повторюсь, что согласно этому стандарту, после удара автомобиля в куб со скоростью 30 миль/ч (или 48,3 км/ч по-нашему) ветровое стекло должно было вылететь из своего проема не более чем на 25% периметра. Поэтому заводом были изготовлены три технологических автомобиля ВАЗ-21061-037 с разными вариантами крепления ветрового стекла. Все они были переоборудованы из обычных «Жигулей» для внутреннего рынка и бились некомплектными, без светотехники, молдингов, ряда декоративных элементов салона и навесного оборудования двигателя.
Самым простым из трех технологических макетов был экземпляр желтого цвета № 110-77, переоборудованный из серийного кузова ВАЗ-2103. Крепление ветрового стекла у него было выполнено при помощи 9 скоб, передние двери имели усилительные брусья, а алюминиевый бампер стоял на гидробуферах.
Технологический макет № 108-77 темно-синего цвета, также сделанный на базе ВАЗ-2103, отличался от № 110-77 тем, что его ветровое стекло было дополнительно приклеено к уплотнителю эпоксидным клеем.
Но наиболее интересным из трех макетов был белый под № 109-77. Он представлял собой переоборудованную «шестерку», восстановленную после недавнего краш-теста на соответствие правилу ЕЭК ООН № 32 (наезд сзади). У этого экземпляра на эпоксидный клей были посажены и само стекло (приклеено к уплотнителю), и уплотнитель (приклеен к проему). Все три макета опять разогнали перед ударом сильнее, чем требовал стандарт № 212 – теперь до 53,7–54,7 км/ч. И все три образца испытания дружно провалили.
У образца № 110-77 стекло с уплотнителем выскочило по углам проема. Деформированный капот уперся в стекло. В свою очередь, само стекло, потрескавшись, вылезло из уплотнителя по всему нижнему проему. Суммарный же выход стекла и уплотнителя из проема составил 38%. Автомобиль № 110-77 стал единственным из трех макетов, у которого после краш-теста удалось открыть хотя бы одну переднюю дверь без помощи монтировки (поддалась правая).
У экземпляра № 108-77 стекло из уплотнителя не вышло, но сам уплотнитель вылетел из проема сразу на 51% периметра, что предопределило несоответствие североамериканскому нормативу.
А у автомобиля № 109-77, серьезно ослабленного прошлым краш-тестом, передние стойки кузова от удара приняли почти вертикальное положение. Из-за значительной деформации стоек ветровое стекло вместе с уплотнителем вышло из проема на 37%, отрываясь от кузова вместе с краской. Наружные и внутренние панели передних дверей раскрылись по завальцовке, при этом их передние концы наехали на крылья. Впрочем, сильная деформация кузова, равно как и чрезмерное перемещение рулевой колонки в салон, стали общей чертой для всех трех технологических автомобилей-макетов. Виной тому в итоге посчитали их плохое качество изготовления и некомплектность. Посему больше в испытании канадских «шестерок» технологические макеты участия не принимали; впредь били только полнокомплектные автомобили.
Продолжение следует.
Начало статьи читайте ЗДЕСЬ!!!