Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве.
Жила на свете девушка по имени Фанни Каплан. Ей выпала такая эпоха, когда российское общество находилось в одном из своих самых крутых периодов, когда маховик истории неумолимо менял весь уклад жизни, бесстрастно подминая под себя людей, не различая правых и виноватых, святых и злодеев.
Вообще в том периоде сам черт ногу сломит, все так перемешалось. Фанни осталась в истории благодаря только одному событию - она стреляла в Ленина и тяжело ранила его. Существует обширное количество литературы, в которой рассматривается это покушение, его мотивы, последствия, как оно повлияло на дальнейшее развитие России. А оно, несомненно, повлияло.
Сама Фанни Каплан была расстреляна без суда. Сколь-либо досконального следствия не велось, большевикам все было ясно. Вот вождь мирового пролетариата, вот злокозненная эсерка, стрелявшая в него. Ее надо немедленно расстрелять, и дело с концом.
На картинах советских художников теракт на заводе Михельсона так и преподносился. Как пример - картина В. Пчелкина. Каплан тут слева, решительная злая женщина, оглядывается на дело своих рук. У нее такой орлиный взор тут.
В советской историографии дело Каплан преподносилось однозначно. Сомневаться в официальной версии было невозможно.
Но когда стала доступна более полная информация и о самой Фанни, и о покушении, возникло много вопросов, на которые до сих пор нет точных ответов. Одно из обстоятельств, например, такое: девушка была фактически слепой. Как такого инвалида можно отправлять в кого-то стрелять?! И как она попала в цель?
Когда узнаешь обстоятельства жизни Фанни Каплан, прорисовывается ее характер. И ее несчастная судьба. Я, например, считаю, что ее просто подставили, отдали в жертву. А настоящий стрелок остался в тени.
Почитайте мою статью про Фанни.
Могла такая девушка стрелять в Ленина?
По воскресеньям я пишу такие короткие посты с целью вспомнить какую-то свою старую публикацию и дать на нее ссылку. Раньше такую роль играли нарративы.