Приветствую тебя, читатель! Снова понедельник и я продолжаю свой рассказ об интересных событиях из истории авиации. В сегодняшнем дайджесте «Этот день в истории авиации» — первый самолёт с закрытой кабиной, тяжёлый транспортник ОКБ Мясищева и первая летающая лодка Г. М. Бериева! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️
27 апреля
27 апреля 1945 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта Pilatus P-2.
С началом Второй мировой войны швейцарские ВВС ощутили проблемы с поставками учебных самолётов. Попытка приобрести лицензию на производство немецкого Arado Ar-96 или итальянского Ambrosini SAI.7T успехом не увенчалась. Было принято решение о разработке собственного самолёта для обучения.
У конструкторов Pilatus получился двухместный низкоплан с убираемым шасси и закрытой кабиной. Конструкция P-2 была смешанной — металл, дерево и полотно. Существовало 2 основных модификации самолёта — без вооружения и с 7,62-мм пулемётом MG-17 под капотом.
Всего было произведено 55 единиц Pilatus P-2 — по 26 каждой модификации + 3 прототипа. Самолёт стоял на вооружении ВВС Швейцарии с 1946 по 1981 год. После этого уцелевшие машины в количестве 48 штук продали частным владельцам.
28 апреля
28 апреля 1933 года — первый полёт истребителя Fiat CR.32.
Развивая успех истребителя CR.30, конструкторы авиационного отдела Fiat во главе с Челестино Розателли в 1932 году приступили к работе над новым проектом. За счёт уменьшения размеров и облегчения самолёта планировалось существенно улучшить скоростные показатели.
Как и его предшественник, CR.32 представлял собой одноместный биплан (а точнее — полутораплан) с неубирающимся шасси. Каркас фюзеляжа был сделан из дюралевых и стальных труб и обтянут полотном (кроме капота из дюрали). Вооружение — 2 × 7.7-мм или 12.7-мм пулемёта Breda-SAFAT. Имелась возможность подвесить до 100 кг бомб.
После успешных испытаний новый истребитель был принят на вооружение Regia Aeronautica (итальянских ВВС), заменив CR.30. Кроме того, CR.32 хорошо продавался зарубеж — в Австрию, Китай, Венгрию, Парагвай, Венесуэлу. Истребитель получил боевое крещение во время гражданской войны в Испании. Всего выпустили 1312 экземпляра Fiat CR.32 всех модификаций, два из которых сегодня можно увидеть в музеях.
29 апреля
29 апреля 1981 года — первый полёт тяжёлого транспортного самолёта ВМ-Т «Атлант».
В рамках программы запуска многоразового космического корабля «Буран» возникла необходимость транспортировки самого ракетоплана, а также частей ракеты-носителя «Энергия». Но ни модернизацией Ан-22 «Антей», ни применением Ан-124 «Руслан» этот вопрос не решался. А проектируемый Ан-225 «Мрия» не успевал по срокам. Так появилась идея сделать транспортный самолёт на базе стратегического бомбардировщика 3М.
Конструкторы ОКБ им. В.М. Мясищева удлинили фюзеляж, установили двухкилевое оперение, усилили планер и шасси, изменили форму носовой части. На верхней части фюзеляжа установили крепления для груза.
Всего было выпущено 2 самолёта ВМ-Т «Атлант». Они с успехом перевезли на космодром Байконур планер «Бурана», а также ракету «Энергия» по частям. После распада СССР «Атланты» остались не удел. Сегодня один ВМ-Т находится на территории ЭМЗ имени В. М. Мясищева, а второй — на аэродроме 360-го авиационного ремонтного завода в Рязани.
30 апреля
30 апреля 1950 года — первый полёт опытного реактивного штурмовика Sud-Est SE.2410 Grognard I.
В конце 1940-х годов ВВС Франции начала стимулировать авиационную промышленность страны разрабатывать новые реактивные боевые самолёты. На конкурс подала свой штурмовик и компания Sud-Est.
Grognard I представлял собой одноместный самолёт со среднерасположенным стреловидным крылом и хвостовым оперением. Силовая установка состояла из 2 × ТРД Rolls-Royce Nene 101 британского производства. Планировалось размещение 2 × 30-мм пушек DEFA, 16 × 65-мм ракет HVAR и 4 × 250 кг бомб.
Sud-Est Grognard I показал удовлетворительные результаты на лётных испытаниях и был готов к запуску в серию. Но к тому времени военные пересмотрели концепцию развития французской боевой авиации, исключив оттуда штурмовики. Вместо этого предпочли многоцелевой истребитель Sud Aviation Vautour. Проект Sud-Est Grognard свернули на стадии постройки лишь 2 прототипов.
1 мая
1 мая 1912 года — первый полёт экспериментального самолёта Avro Type F.
Проект являлся воплощением идей главы компании A.V.Roe сэра Эллиота Вердон-Роэ о закрытой кабине аэроплана. Непосредственно разработкой занимался его личный секретарь и чертёжник Рой Чедвик (в будущем — главный конструктор Avro, приложивший руку к бомбардировщикам Avro Lancaster и Avro Vulcan) .
Avro Type F стал не только первым среднепланом компании, но и первым в мире самолётом с полностью закрытой кабиной. Одноместная кабина лётчика располагалась между консолями крыла. Большое по площади остекление было изготовлено из целлона. На Type F установили 5-цилиндровый двигатель Viale мощностью 35 л.с., который позже заменили на 4-цилиндровый Green C.4 для лучшего обзора из кабины.
Аэроплан успешно летал вплоть до сентября 1913 года, когда потерпел аварию при посадке. Восстанавливать его не стал. Идея сэра Эллиота Вердон-Роэ не нашла поддержку и ещё долгие годы кабины самолётов будут оставаться открытыми. Сегодня реплику Avro Type F можно увидеть в Музее науки и промышленности в Манчестере.
2 мая
2 мая 1925 года — первый полёт транспортного самолёта Douglas C-1.
На 1924 год у авиационной службы армии США не было специализированного транспортного самолёта. Чтобы закрыть эту потребность военные обратились к компании Douglas Aircraft. Транспортник C-1 стал первым в новой категории самолётов C- (от англ. cargo — груз).
Конструкторы Douglas спроектировали большой одномоторный биплан с неубирающимся шасси. Закрытая грузовая кабина была оборудована иллюминаторами и могла вмещать либо 6-8 пассажиров, либо около 1100 кг груза. Экипаж из 2 лётчиков находился в открытой кабине.
Всего было построено 26 единиц Douglas C-1 (при изначальном заказе в 9 машин). Самолёты перевозили грузы и персонал между складами и аэродромами армии США. Несколько экземпляров участвовали в различных испытаниях: лыжного шасси, разных двигателей, переоборудования в санитарный самолёт и воздушный танкер для дозаправки в воздухе.
3 мая
3 мая 1932 года — первый полёт разведывательной летающей лодки МБР-2 (Морской Ближний Разведчик Второй).
В 1931 году будущий известный конструктор Георгий Михайлович Бериев работал в морской бригаде №5 ЦКБ Московского авиационного завода №39 им. Менжинского. Здесь он по собственной инициативе занялся разработкой летающей лодки для морской разведки.
МБР-2 представляла собой одномоторную лодку-моноплан с двумя поплавками. Изначально Бериев хотел сделать конструкцию цельнометаллической, но для упрощения массового производства, выполнил самолёт из дерева. В зависимости от модификации устанавливался либо двигатель М-17б, либо М-34. Оснащалась колёсно-лыжным шасси. Вооружение — 2-4 × 7,62-мм пулемёта ШКАС + 600 килограммов бомбовой нагрузки.
Лодка МБР-2 стала первым успешным проектом Г. М. Бериева и была выпущена в количестве 1 365 экземпляров. Называемая лётчиками «амбарчик» или «корова», стала по-настоящему «рабочей лошадкой» как в военно-морском флоте, так и на гражданской службе.
Спасибо за внимание, дорогой читатель и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории .