Пандемия. Это слово уже вызывает тошноту, в особенности у тех, кто волею судеб застрял в чужой стране. Это мы, 174 россиянина. И это наше мини-расследование, проведенное собственными силами.
Кто мы? Мужчины, женщины и дети, студенты и пенсионеры, путешественники и родственники тех, кто сейчас учится или живет в Новой Зеландии.
Сразу хотим сделать оговорку для тех наших соотечественников, которые осуждают нас и требуют лишить матпомощи вообще. Вы хотя бы имеете возможность переждать самоизоляцию в собственной квартире в России. Пожалуйста, не нужно негатива в наш адрес. Нам и без того непросто. Чтобы снять приличную комнату в Новой Зеландии – у вас уйдет примерно 150 NZD в неделю. Это почти 30 тысяч рублей в месяц. Мы живем здесь, как минимум, по стоимости месячной аренды однокомнатной квартиры в Москве. А кошельки у нас не бездонные.
Вы презираете нас, равняя всех под одну гребенку: горе-путешественники без царя в голове, которые рванули в отпуска в период начала пандемии. А если ты мать, приехавшая 3 месяца назад проведать беременную дочь, которую не видела несколько лет? Каких-то 3 месяца никто не ограничивал передвижение. Или студент, прилетевший в страну в начале октября, когда еще даже в самом Ухане не произошла вспышка COVID-19? У каждого своя история, не судите нас сгоряча.
Вы боитесь, что мы привезем вам вирус в самолете. Но вы же не знаете, что Новая Зеландия сейчас лидирует среди стран, практически поборовших коронавирус. На 24 апреля не было выявлено ни единого нового случая заражения, а в больницах шли на поправку 47 человек, надежно изолированных от общества. И мы следуем всем этим мерам безопасности. В противном случае – будем иметь дело с полицией.
Вы скажете: ну так это маленькая островная страна, там легко предотвратить распространение вируса. А мы ответим: все так, население не более 5 миллионов человек. Только они живут на 2-х островах, а также имеют серьезную культурную традицию, распространенную особенно среди полинезийских народов: обязательно собираться огромными семьями по выходным. Думаете, так просто от этого отказаться? Ежедневно полиция ловит нарушителей! А вы знаете, как много церквей и различных религиозных движений в этой стране? Попробуйте удержать их всех от походов на службу.
Что еще было сделано в Новой Зеландии для борьбы с COVID-19? Много всего. А главное – вовремя. Премьер-министр Новой Зеландии объявила повышенный уровень опасности (level 4) еще 25 марта. До окончания карантина можно было выходить лишь 1 члену семьи и только в магазин или аптеку. Гулять – лишь вблизи собственного дома и в полном отсутствии других людей. Оставаться дома как можно дольше. И 5 недель страна жила в этом режиме. Теперь с 28 апреля уровень снижается. С введением 3 уровня опасности смогут открыться некоторые малые и средние бизнесы, а особенно кафе/кондитерские/булочные/бары, работающие "на вынос". Это должно спасти их от разорения.
В первую неделю карантина премьер-министр также дала указание выплатить гражданам по 585 NZD в неделю за 12 недель вперед (585х12х45=316000 тыс рублей). И урезала себе и всему кабинету министров зарплаты на 20% в знак солидарности с народом. Кроме того, жителям регулярно помогают едой и медикаментами. Как думаете, станут ли российские чиновники добровольно урезать себе зарплату? Вот и мы посмеялись.
С какими трудностями мы здесь столкнулись? Кроме того, что Новая Зеландия – очень дорогая страна: аренда жилья, еда, транспорт – всё по баснословным ценам. На российскую зарплату здесь долго не прожить. У нас нет работы, потому что у многих это не позволяет виза. Удаленно работать сложно (разница во времени 9 часов) и, соответственно, по денежным реалиям неэффективно. Ну и потому что страна сама по себе окунулась в пучину безработицы. Особенно это коснулось людей из сферы туризма: 1/3 ВВП Новой Зеландии приходилась на туристический бизнес. Перед карантином гостиницы вынуждены были выселять туристов, а те, в свою очередь, спешно искали любое предложение (7 человек из нас скооперировались и сняли дом). Кто-то путешествовал из семьи в семью (где-то помогала русская община, где-то находили сами, а потом съезжали ввиду того, что в не отапливаемых новозеландских домах с тонкими стенами непросто пережить наступление холодов).
Знаем семью, которая вынужденно поселилась около аэропорта, чтобы быть готовой к экстренному вылету. В итоге на всю округу открыт лишь один магазин, где раскупается мгновенно всё, аптек и прочего тоже нет, до центра города 10 км, как их преодолеешь без машины? А общественный транспорт (кстати, который сделали бесплатным для всех, кому можно работать, например, врачам) доступен только по пропуску, которого, очевидно, ни у кого из нас нет.
А вот сообщение из нашего "русского чата":
"Из насущного.. У мужа заканчиваются жизненно необходимые лекарства. Для ингалятора еще есть немного доз, но точное количество неизвестно, а вот таблетки считанные штуки. Здесь это наверняка рецептурные препараты. Как их можно получить и сколько это будет стоить примерно? (Медстраховка истекла уже естессно, но она и не покрыла бы pre existing conditions".
На это послание ей ответил другой наш соотечественник:
"У меня тоже вчера закончились лекарства, тут они только по рецептам отпускаются. Врачи принимают, многие онлайн от 85-150$ в итоге выписали рецепт".
Но какой ценой. К примеру, на 70 долларов (3150 рублей) можно питаться двоим неделю.
Еще один из наших товарищей по несчастью составил и перевел открытое письмо правительству РФ, наш крик о помощи. Мы рассылаем его повсюду, в основном публикуем комментариями на ютубе, когда загружают очередной выпуск новостей с федеральных телевизионных каналов. Представляете, до чего мы дошли?
Но даже в эти кризисные времена правительство Новой Зеландии немного помогает туристам. Среди нас есть студенты, которые благодаря визе подрабатывали 20 часов в неделю во время учебы. Официантами или уборщиками. И хоть они не работали по схеме 5/2 и причислялись к «casual workers», то есть к приходящему персоналу, с ними связались их компании, и теперь каждую неделю присылают субсидии. На наши деньги это от 3,5 до 5 тысяч рублей. В течение 12 недель эти суммы будут поступать им на карточку без лишних вопросов. Без уймы анкет и якобы допущенных ошибок. Но этих денег, как было сказано выше, хватает на недельные продукты для двоих взрослых.
А еще нам иногда выдают коробки с едой, теплую одежду и ваучеры на 100 долларов (4500р) в продуктовын магазины. Пока только на Южном острове.
А как помогает правительство России? Никак. Нас регулярно кормят обещаниями. Находят какие-то ошибки в анкетах на госуслугах. Говорят, что если правильно не заполнишь анкету – денег не увидишь. Удивительно, но никому из 174 человек не высылали матпомощь. Неужели все 174 так глупы, что не могут заполнить 10 строчек?! Складывается впечатление, что нам просто не хотят помогать.
А еще в нашем групповом чате ходит шутка, образованная из цитаты кого-то из наших чиновников: все, кто хотел выехать, уже были возвращены нами на родину.
А что посольство? Вот вам пример. Отец с маленьким ребенком, который доверился посольству (нам всем в середине апреля звонили и говорили, что следует купить билеты через Доху, там есть "окно", можно проскочить). Он, как и многие другие, приобрел их за 340 тысяч рублей. Возможно, пришлось брать кредит! В итоге вылет отменили, а деньги авикомпания не вернула. Никакого окна не было и быть не могло. Посольство по телефону сказало, что ответственности за это не несет. А человеку не на что жить и кормить ребенка.
Посольство РФ в Новой Зеландии в телефон и по почте повторяет одну и ту же фразу: мы знаем то же, что и вы. Недавно отзвонились и сказали, что им дали доступ видеть, какие ошибки, кто и как допустил в анкетах на госуслугах. Но когда им задаешь встречный вопрос: ваш хваленый чат-бот обнулил нам заявления, вместо возможности их исправить, и доступ на портал к этим заявлениям закрылся, что нам делать? Мямлят что-то в ответ и возвращаются к коронной фразе.
Вот, что с нами происходит. В таких условиях выживают россияне, забытые своей страной. Зато правительство отправляет гуманитарную помощь Америке и прочим страждущим. Сложно ли оставаться патриотом в такой ситуации? Безусловно. Но мы надеемся, что нас спасут раньше, чем мы потеряем веру и опустимся до того, чтобы побираться на улице.