ИСТОРИЯ КОМПАНИИ
«Яндекс» – одна из крупнейших интернет-компаний в Европе, владеющая системой поиска в сети, интернет-порталами и сервисами, которыми ежедневно пользуются десятки миллионов человек по всему миру. Более 75% акций класса А находятся в свободном обращении и торгуются на ММВБ и NASDAQ. Большей частью акций класса Б (10 голосов на 1 акцию) владеет Аркадий Волож (86,7%) и Владимир Иванов (8,9%). Таким образом, контрольный пакет голосующих акций принадлежит российским лицам.
Взглянем на основные события в истории компании, с точки зрения финансов:
• В 1989 году предприниматель и программист Аркадий Волож основал фирму CompTek
• 23 сентября 1997 года CompTek анонсирует поисковую машину Yandex.Ru на выставке Softool.
• В 2000 году была учреждена кипрская компания Yandex и ее дочерняя российская компания ООО «Яндекс». 35,72 % акций приобрел фонд ru-Net Holdings за 5,28 млн. долларов.
• В 2001 году появляется система контекстной рекламы «Яндекс.Директ». Система становится основным источником дохода компании.
• В 2002 году «Яндекс» выходит на самоокупаемость.
• В 2007 году происходит реструктуризация Яндекса, и материнской компанией становится «Yandex N.V.» – голландская публичная компания с ограниченной ответственностью.
• В 2008 году компания «Yandex N.V.» планировала IPO на Нью-Йоркской бирже NASDAQ, но этого не произошло из-за мирового кризиса.
• 24 мая 2011 года «Yandex N.V.» разместилась на бирже NASDAQ. В ходе первичного размещения акций, «Yandex N.V.» привлекла 1,3 млрд. долл. (второй результат после Google). В целом компания была оценена в 8 млрд. долларов, что в 500 раз превысило её первоначальную стоимость в 2000 году.
• В июне 2014 года «Yandex N.V.» проводит вторичный листинг акций на Московской фондовой бирже.
• В мае 2017 года Яндекс объявил о решении закрыть свои офисы на территории Украины.
• В июле 2017 года Яндекс и Uber подписали соглашение об объединении бизнеса по онлайн-заказу такси в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане
• В конце 2019 года был создан Фонд Общественных интересов, который получил Золотую акцию «Yandex N.V.». Золотая акция позволяет Фонду::
· накладывать Вето на решения о продаже более 10% акций компании
· контролировать принятие решений о движении и сборе персональных данных
· отстранять Генерального директор, в случае угрозы национальной безопасности
Таким образом, государство взяло под контроль стратегически важные сферы деятельности Яндекса и ограничило свободное принятие решений. На фоне этих событий цена акции упала на 15%.
СТРУКТУРА БИЗНЕСА КОМПАНИИ ЯНДЕКС
• Поиск и порталы:
· Яндекс.Поиск
· Яндекс.Почта
· Яндекс.Диск
· Яндекс.Новости
· Яндекс.Погода
· Яндекс.Путешествия
· Голосовой помощник Алиса
· Яндекс браузер
Описание: Предлагает услуги поиска информации и смежные сервисы в России, Беларуси, Казахстане, Узбекистане, Турции, а также заграницей.
• Рекламные сервисы
· Яндекс.Директ
· Яндекс.Аналитика
· Рекламная сеть Яндекс
Описание: Размещение рекламных материалов на порталах Яндекса и на сторонних сайтах. Доходы от рекламной деятельности составляют более 70% всех доходов Яндекса.
• Яндекс.Такси
Описание: Сервис онлайн-заказа такси через мобильное приложение, веб-сайт или по телефону и онлайн-распределения заказов на перевозку для таксопарков и водителей такси. Совместное предприятие Яндекса и Uber, выделенное в отдельную компанию. Яндексу принадлежит 58.2% акций. Сервис доступен в 16 странах мира.
• Яндекс.Foodtech
· Яндекс.Еда
· Яндекс.Шеф
· Яндекс.Лавка
Описание: Сервисы по доставке готовой еды из ресторанов/кафе, продуктовых наборов и товаров из ближайших к клиенту магазинов.
• Яндекс.Объявления
· Auto.ru (куплен в 2014 г. за 175 млн. долл.)
· Яндекс.Недвижимость
· Яндекс.Работа
Описание: Сервисы по размещению объявлений разной направленности.
• Медиа-сервисы
· КиноПоиск (куплен в 2013 г. за 80 млн. долл.)
· Яндекс Музыка
· Яндекс.Афиша
· Яндекс.ТВ,
· Яндекс.Студия
· Яндекс.Плюс
Описание: Сервисы разной направленности, предоставляющие клиентам мультимедийные продукты.
• Прочие проекты и эксперименты
· Яндекс.Драйв
· Яндекс.Дзэн
· Яндекс.Облако
· Яндекс.Школа
Описание: Экспериментальные проекты, которые имеют большой потенциал роста, но не занимают весомую долю в прибыли
• Яндекс.Маркет
Описание: Сервис по поиску и сравнению товаров в интернете был запущен в 2003 году. В 2016 г. был выделен в отдельную компанию. В 2018 году Сбербанк получает 45% акций компании и инвестирует 30 млрд. руб. на развитие проекта. Совместное предприятие развивает маркетплейс «Беру», сеть постаматов, доставку и др.
ИТОГИ ПРОШЕДШЕГО ГОДА
Как мы видим, все бизнес-сегменты Яндекса выросли за 2019 год. Давайте посмотрим, какие доли занимают эти сегменты в общей выручке Яндекса:
Доля от рекламы в общей выручке снижается, но все равно составляет почти 70%. Наряду с этим, Яндекс.Такси увеличивает свою долю и уже занимает более 20%.
Но не все так просто, давайте сопоставим выручку и расходы по двум наиболее крупным сегментам – рекламе и такси:
Да, действительно, Яндекс.Такси отработало 2019 г. в плюс, но выручка превышает скорректированные расходы лишь на 1,5%, тогда как в сегменте рекламы – выручка превышает расходы более, чем на 55%. На данный момент, Яндекс.Такси не выглядит убедительной альтернативой рекламе и находится на гране рентабельности. Такси – это быстро растущий бизнес, но его рост может сильно зависит от конкуренции, спроса, политической и экономической ситуации в стране.
Теперь давайте взглянем, как общая выручка соотносится с прибылью:
В 2019 год рост чистой прибыли замедлился, это означает, что основной сегмент – Реклама, уже не может расти такими же быстрыми темпами, как раньше. Это говорит нам о том, что рынок интернет рекламы насыщен и вряд ли сможет и дальше быть сильным драйвером роста Яндекса, как это было в прошлом.
Рассмотрим мультипликаторы компании:
Debt/EBITDA: –1,43
Чистый долг / Прибыль до вычета процентов, налогов,амортизации и износа
Показывает, за сколько лет компания сможет раздать долги, если будет тратить на это всю прибыль. Как мы видим у Яндекса этот показатель отрицательный. С долгом проблем нет.
P/E: 33,4
Рыночная капитализация / Годовая прибыль
Показывает, за сколько лет компания себя окупит, если вся прибыль будет идти на дивиденды. Значение показателя завышенное (у Google – 25), но в целом характерно для компаний роста.
L/A: 21,19%
Общая задолженность / Активы
Коэффициент показывает долю долга в общих активах компании. У Яндекса значение очень комфортное.
ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19
Яндекс, как и другие компании, страдает от пандемии коронавируса. Давайте предположим, к каким негативным последствиям может привести или уже привела эпидемия:
• Временное закрытие офисов, ограничения на поездки и приостановление услуг клиентов и поставщиков Яндекса отрицательно сказались и могут и далее отрицательно влиять на спрос услуг
• Клиенты Яндекса в отраслях, на которые негативно повлияла вспышка COVID-19, включая секторы здравоохранения, путешествий, автономного образования, транспорта, недвижимости и ресторанного бизнеса будут сокращать свои бюджеты на интернет-рекламу и маркетинг. Это окажет негативное влияние на доходы от услуг онлайн-рекламы
• Возможен рост просроченных платежей за рекламу
• Некоторые клиенты Яндекса, могут просто не пережить кризис – это приведет с сокращению доходов
• Темп роста рекламы постепенно снижается, вспышка коронавируса может привести к ухудшению экономической обстановке в стране и снижению темпов роста рынка рекламы.
• Аэрофлот расторг с Яндексом все свои контракты на маркетинговые, рекламные и информационные услуги.
• Режим самоизоляции привел к резкому снижению спроса на такси по всему миру.
ЧТО ЖЕ БУДЕТ С ЯНДЕКСОМ:
• Начнем с того, что онлайн сфера, очевидно, пострадает меньше оффлайн бизнеса. В начале апреля Яндекс сообщил, что не ощутил весомых последствий на свой бизнес в 1 квартале 2020 г.
• В России и во всем мире сейчас страдает бизнес такси. Но в общей выручке Такси составляет чуть больше 20%. Прибыль же такси пока не приносит, поэтому вряд ли сможет сильно повлиять на финансовое положение компании.
• Приостановка каршеринга также не повлияет на положение компании, т.к. занимает в общей выручке не более 5 %. Компания продолжит выплачивать по машинам лизинговые платежи.
• Сокращение рекламных контрактов с крупными компаниями, скорее всего, окажет влияние на выручку второго и части третьего квартала, но быстро восстановится вместе с возобновлением полноценный работы клиентов.
• Онлайн сервисы и службы будут пользоваться большим спросом из-за самоизоляции. Это не сможет оказать существенное влияние на выручку, но поможет расширить охват аудитории.
• Компанию спасет низкий уровень обязательств, который не является для компании тяжелым бременем.
• Яндекс тратит значительные средства на развитие экспериментальных и инновационных проектов. Капитальные затраты по ним могут быть сокращены, если что-то будет угрожать финансовой устойчивости компании.
ПОДВОДИМ ИТОГИ:
Яндекс – классическая инновационная компания роста. Она входит в кризис с высоким запасом прочности и низкой долговой нагрузкой. За счет того, что большую часть прибыли компания вытаскивает из онлайн сервисов – она пострадает от кризиса не так существенно, как например, оффлайн ритейлеры. В случае сильного падения спроса на рекламу, компания может сократить свои капитальные затраты и переждать кризис на комфортном уровне выручки.
Предпосылки для активного роста в дальнейшем уже не такие сильные, как раньше. Такси пока не приносит прибыли (хотя и развивается активными темпами и в 2019 году вышла на самоокупаемость), рекламный рынок близок к насыщению, во всех сферах бизнеса компании наблюдается высокий уровень конкуренции. Также на компанию давят ограничительные меры, введенные государством в конце 2019 года, в виде «Фонда общественного мнения», который может блокировать продажу акций иностранным инвесторам и отстранять директора на 15 дней и больше, если посчитает, что Яндекс угрожает национальной безопасности.
Таким образом, мы считаем, что взрывного дальнейшего роста не предвидится, скорее он будет умеренным и зависеть от успеха экспериментальных проектов и такси. Но сейчас Яндекс торгуется со скидкой 15% и быстрее остальных отраслей вернется к значениям 2019 года.
Поэтому, если Вы хотите добавить к себе в портфель растущую инновационную компанию, которую называют Russian Google, то сейчас самое время!
Так что следим за котировками и думаем!
Материал не является инвестиционной рекомендацией и отражает личное мнение автора.
Подписывайтесь на наши телеграм каналы и первыми читайте свежие разборы: