Род Карасакал (в переводе мужчина среднего возраста - то есть с черной бородой) мало упоминается в официальной казахской историографии. Связано это с тем, что он образовался немного позже всех остальных родов племен Алим и Байулы Младшего жуза.
Род небольшой, но широко расселен по всему Приаралью, начиная от Эмбы в Актюбинской области до Каракалпакстана и Навоийской области Узбекистана.
Происхождение рода Карасакал практически не известно. Поэтому в ходе изучения пришлось перекопать достаточно материала, чтобы получить хоть какие-то сведения о нем. Сведения есть, но в основном полулегендарного характера. Правда очень интересные!
Во первых видна семантическая связь каракасакалов с родом кер-сагалов у алтайцев. Они являются составной частью племени кумандинцев - одним из его 17 сеоков (родов).
По легенде кер-сагалы были рассеяны киргизами и частью ушли в Туву, а другие в степи Дешт-и-Кипчака (но половина осталась). Если учитывать, что кумандинцы и есть потомки знаменитых куманов о которых писали византийские хроники, то становится понятным как кер-сагалы оказались в казахстанских степях. Между прочим кер-сагалы есть не только среди тувинцев, но и среди якутов (хара-сыгалы).
То есть казахские кара-сакалы скорее всего являются потомками древних алтайцев - то есть первотюрками. Без каких-либо примесей монголов или иранцев.
Между прочим возможно потомками алтайцев являются и Кара-кесеки Младшего жуза. На это наводит мысль название кезек, так как в алтайском языке оно означает колено рода. И тогда традиционная версия, что Кара-кесек это черный камень (которая всегда была недоказанной) остается в стороне. Становится понятным, что Кара-кесеки возможно были коленом алтайского рода (возможно тех же самых Кара-сакалов).
Таким образом есть пока не доказанное утверждение, что Кара-сакалы являются древним алтайским племенем, не ушедшим вместе с остальными куманами в Венгрию в 11 веке. Вместе с ними возможно остались и Кара-Кесеки.
Теперь к еще одному разьяснению. Правда оно имеет мало отношения к образованию рода Кара-сакал, но интересна совпадениями и возможно проливает свет на образование рода в 18 веке.
Она связана с именем знаменитого башкирского повстанца Карасакала (настоящее имя Минлегол Юлаев ), который в 1730-х годах возглавлял восстание башкир против Российской империи, и после его поражения сбежал в Младший жуз казахов.
Он пользовался здесь большим авторитетом и даже назвался сыном джунгарского хана по имени Шуно. Конечно монголом он никак не мог быть, так как доподлинно известно что он был ревностным мусульманином, наизусть знавшим Коран. Но пользуясь ненавистью казахов к джунгарам Кара-сакал даже начал собирать войско из Младшего жуза, чтобы напасть на Джунгарское ханство.
Все это общеизвестно, но вот что интересно. Так как Минлегол Юлаев или Карасакал происходил из Ногайской даруги (области) то есть предположение что он все-таки не был простым кочевником. По сведениям российской администрации Карасакал происходил из ногайских царевичей Шибанидов, потомков сибирского хана Кучума. После поражения Кучума от русских его потомки ушли в земли каракалпаков и стали там ханами-чингизидами.
А в бытность мою в Каракалпаках от оного ж Шайбака и от матери ево Аиши, которая ево Карасакала вскормила, что я об отце ево Карасакалове и о протчем слышал, что отец ево Карасакала Хасян солтан был в городе Урганисе ханом, которой между Каракалпаков и Бухар к Хиве, только не знаю какой ради притчины, выгнат ли или сам выехал х калмыцкому хану за Волгу з двумя сыновьями Ишимом да Бай-Булатом, кой называется ныне Карасакал ом, которой Карасакал был 13-ти лет, а ныне как я слышал чрез Шайбака хана, что ему ныне 51 год. А по. отдаче болышаго сына Ишима Бай-Булат, называемой Карасакал, остался при отце своем в Калмыках, где оной ево отец Хасян солтан и умер, а сколько времяни, о том не знаю. А после смерти отца своего Хасяна с кем, и когда, и куда ис Калмыков ушел и где жил, того не слыхал. И о вышеписанном объявил я по присяжной своей должности сущу правду, в том и тамгу приложил - 1742 г. ноября 13.—Объявление башкира Сибирской дороги, Кара- тавлинской волости Ягафера Елдашева в Уфимской Провинциальной Канцелярии с сообщениям биографических данных о Карасакале, его роли в восстании и об отношениях башкир с казахами и каракалпаками, с приложением родовой росписи о происхождении Карасакала, составленной на основании сведений, полученных от него самого и каракалпацкого хана Шайбана. https://altunurda.livejournal.com/325219.html
Указанное очень интересно в свете того, что род Кара-сакал скорее всего также входил в ногайскую Алтыульскую Орду. Но не был ногайским. Именно поэтому башкир Кара-сакал или умышленно или действительно являясь потомком Кучума смог завоевать авторитет в Младшем жузе.
Вот в таком русле интересна личность Кара-сакала для Младшего жуза. Хотя это не имеет прямого отношения к роду Кара-сакал (у башкира была густая, черная брода, за что ему и дали такое прозвище казахи).
Между прочим в составе подрода Кара-сакал - Пусырман (или по русски Басурман-Бесермен) есть колено Ногай. Это те ногайцы, которые остались вместе с казахами в период разгрома Ногайской Орды калмыками в 17 веке.