Найти тему

Почему колхозники резали свинью втайне от властей

(Этот канал посвящен детству. Мой тесть, Иван Андреевич Губарь, написал воспоминания о своем детстве в послевоенной белорусской деревне. Мне они настолько понравились, что я решил познакомить читателей с отрывками из этой книги).

В прошлый раз я рассказывал о самогоноварении в белорусских деревнях. Однако прятались не только самогонщики. Еще одно действие пытались скрыть сельчане от властей. Момент, когда резали свинью. Дело в том, что по закону, шкура каждой живущей в крестьянском хозяйстве и учтенной государством свиньи принадлежала не хозяину, а государству.

Забой свиньи. Картина П. Брейгеля, 1616 год
Забой свиньи. Картина П. Брейгеля, 1616 год

Задача хозяина состояла в том, чтобы, зарезав свинью, не смалить ее, а снять целой шкуру и сдать на приемный пункт. В дальнейшем она проходила обработку, и из нее делали так называемый «свинной хром». Я бы не сказал, что из него получалась хорошая обувь.

Теперь представьте, шкуру содрали, сдали, а как же сало? Сало испорчено. В сале шкурка самый деликатес. Особенно хороша шкурка, когда смалят кабанчика ржаной соломкой. Мягкая, желтая, с легким ароматом дымка. Заветной мечтой любого ребенка при разделке туши было получить хотя бы кусочек шкурки.

Взрослые это видели и первым делом давали кусочки жареной шкурки детям. Получив его, быстро посыпал солью и …кусочек всегда казался очень маленьким. Но просить добавки, отвлекая взрослых от важной работы, было не принято.

Каким образом взрослые объяснялись с властями, я не знаю, но не припомню ни одного случая в деревне, чтобы кто-то сдал шкуру своего кабанчика на приемный пункт. Скорее всего, даже в то суровое время, иногда случалось то, что происходит сейчас сплошь и рядом – закон существует, но не действует.

Забой свиньи. Шведская средневековая миниатюра.
Забой свиньи. Шведская средневековая миниатюра.

Конечно, по калорийности основным продуктом в деревенском рационе было сало. Проблема только в том, что довольно часто оно просто отсутствовало на столе. Семья выкармливала одного, редко двух кабанчиков в год - больше не могла.

Основная причина состояла в отсутствии кормов.

Обычно одну из свиней помещали в стойло, где она не могла свободно бегать и переводили на усиленный режим питания. Процесс откорма длился не менее месяца, поэтому хозяин рассчитывал его начало так, чтобы на канун Рождества свинья имела хороший вес и максимально толстый слой сала.

Нужно было сохранить в течение почти года сало, мясо и блюда, получаемые при их переработке. В то время в деревне холодильников не было, и хранить продукты длительное время было проблемно. Возможность построить ледник была не у каждой семьи, поэтому при заготовках продуктов впрок использовали различные способы солений, маринования, сушки. Часть из заготовленных продуктов хранилась в подполье, часть в кладовке, кое - что на чердаке и сарае.

Домашняя колбаса, уложенная кольцами в глиняные горшочки и залитая топленым свиным жиром могла храниться несколько месяцев.

Забой свиньи. Средневековая миниатюра.
Забой свиньи. Средневековая миниатюра.

Проходя службу на Камчатке, в надежности этого способа хранения убедился не только я, но и многие мои сослуживцы, соседи по общежитию. Особенно нам понравилось сочетание домашней белорусской колбасы и «ворошилова» (на флоте спирт называют «шилом», а «ворошилов» - это аббревиатура от «ворованное шило»).

(Полный вариант книги Ивана Губаря "Однажды в детстве, после войны" можно прочесть здесь - https://author.today/work/61027)