Найти в Дзене
Владимир Романов

Цена Победы

В Суворовской существует прекрасная традиция – парад Победы. С утра в День Победы сотни станичников направляются от администрации до воинского мемориала, где проходят торжественные памятные мероприятия. Выступают главы администрации, почётные люди станицы, настоятели храма, видные общественные деятели, ученики школ читают стихи. Ближе к концу парада проходит возложение цветов защитникам Родины. В 12.00 начинается концерт, в котором принимают участие творческие коллективы детских садов, школ, Дома культуры и других организаций. Но в 2020 году, из-за введённого «режима самоизоляции», торжества ко Дню Победы не будут проведены.

Собирая материал для книги о станице, я порой нахожу дневники или записи о ветеранах, прошедших весь ужас Великой Отечественной и с содроганием в сердце, читаю о происходящих событиях. Из нашей станицы отправлено свыше пяти тысяч человек из них более тысячи человек домой не вернулись. До сих пор многие имена не восстановлены и люди числятся пропавшими без вести. Благодаря интернету и социальным сетям сейчас можно найти судьбы бойцов, имён которых мало кто знает и ко Дню Победы наша редакция подготовила несколько биографических очерков людей, связанных с нашей станицей. Их судьбы и личный вклад в Победу над Германией разный, но каждый человек ценен и важно сохранить память о подвиге.

Ковалёв Пётр Трифонович
Ковалёв Пётр Трифонович

Ковалёв Пётр Трифонович родился 14 июля 1920 года в селе Новоблагодарное, затем семья переехала село Свобода. В селе Пётр окончил 4 класса и пошёл работать вместе с отцом в колхоз. 20 октября 1940 началась служба в армии в 37 пулемётном батальоне. Часть находилась в Белоруссии. Война для Петра Трифоновича началась 22 июня 1941 года. Советские войска с тяжёлыми боями отступали. Бойцам не хватало патронов, медикаментов и припасов. В августе 1941 года фашисты окружили батальон. Бойцы сражались до последнего патрона, практически все погибли. 16 августа Ковалёв попал в плен. Немецкие солдаты расстреливали раненых, но оставшиеся в живых товарищи помогли Петру передвигаться. Пленных перегнали в концлагерь, находящийся на территории захваченной Польши. Когда зажили раны Пётр с товарищем сбежали из заточения, но поляки передали их немцам. Солдат вернули в лагерь, где жестоко избивали, а затем перевели в медкорпус. Немцы проводили эксперименты над военнопленными: испытывали новые лекарства, обучали молодых солдат навыкам ближнего боя. В 1943 году Петра перевезли в Германию, а в 1944 году во Францию. Из концлагеря его освободили американские войска и передали советским властям. За то, что Пётр Трифонович попал в плен, суд приговорил его к одному году принудительных работ. В 1946 году Ковалёв вернулся домой и продолжил трудиться в артели «Свобода», вскоре женился и построил свой дом. У Петра родилось четверо детей. Старший сын Витя умер в возрасте 7 лет. Три дочери выросли, получили образование, вышли замуж. Спустя годы Ковалёва наградили медалью «За победу над Германией». Фашистские опыты не прошли бесследно: Пётр постоянно болел, но прожил до 1993 года.

В одном из номеров газеты «Искра» опубликована статья «На Курской дуге» ветерана Великой Отечественной войны М. Константинова: «Местом наступления они избрали Курский выступ, который образовался после взятия Орла и Белгорода. Здесь они накопили огромные силы и с 5 по 8 июля пытались прорвать нашу оборону и окружить Центральный фронт. Советское командование разгадало намерение противника, поэтому заблаговременно была создана сильная оборона Курской дуги. Эту дугу на севере оборонял Брянский фронт, в состав которого входил Первый танковый корпус (командующий генерал-майор Будков В.В.). В состав этого корпуса входила 159-я танковая бригада (командир полковник Хайдуков). Мне пришлось участвовать в сражении в первом батальоне этой бригады в должности заместителя командира роты по технической части.

Четверо суток гитлеровцы бросали на нашу оборону все силы и средства, но на пятые сутки выдохлись. И вот с рассветом 11 июля на позиции противника обрушился наш мощный артиллерийский и миномётный удар. На следующий день, 12 июля, земля задрожала от грохота артиллерии, миномётов и «Катюш», а по окончании артподготовки в небе появились сотни наших бомбардировщиков и штурмовиков. По сообщению Совинформбюро, в этой артподготовке участвовало по 200 орудий и миномётов на каждом километре и более 400 «Катюш» на фронте прорыва. Мы стояли на исходных позициях до утра 13 июля. К этому времени гвардейцы 11-й армии прорвали оборону противника и продвинулись на 2-3 км. Наш танковый корпус был введён в прорыв 13 июля. В особенности запомнился мне день 14 июля, когда немецкие танки пошли в контратаку. Это было под населённым пунктом Медынцево. В этот день нас бомбили беспрерывно, но мы выстояли - потеряли половину танков, но неприятель оставил больше в два раза.

Наша бригада направлялась к Брянску. В конце августа он был освобождён. Получив подкрепление, бригада получила и новое задание: вместе с автоматчиками гнать гитлеровцев сколько хватит сил. Мы гнали их до притока Днепра - Сож. С пятью танками и двумя десятками автоматчиков ворвались в районный центр Ветка, который расположен на левом берегу Сожа. Здесь и закончилось наше участие в Курском сражении. За два месяца боев бригада участвовала в Волховской, Медынской, Брянской операциях. Память хранит места сражений. В памяти встают те друзья и товарищи, которые полегли на тех полях.

Через 46 лет, в 1989 году, мне довелось побывать на берегу Сожа и возложить цветы на могилы погибших танкистов. Мне удалось посетить и мемориал в Прохоровке, где покоятся танкисты Пятой танковой армии, принимавшие участие в грандиозном танковом сражении, которое произошло 12 июля 1943 года на Воронежском фронте».

Помимо военных действий наши станичники участвовали и в восстановительных строительных работах, где необходимы нужны были люди, умеющие работать руками.

Военно-строительные отряды (ВСО) и отдельные военно-строительные роты – это специальные формирования министерства обороны СССР, имевшие признаки, с одной стороны, воинской части, а с другой – строительной организации, и предназначавшиеся для выполнения строительно-монтажных и других работ в строительных, промышленных и лесозаготовительных предприятиях министерства обороны.

Аристинов Дионис Иванович
Аристинов Дионис Иванович

Аристинов Дионис Иванович уроженец села Цинцкаро Цалкинского района Грузии родился 25 апреля 1921 года. За время пребывания в ВСО Дионис признан лучшим бойцом-строителем. Дионис Иванович систематически выполнял производственное задание досрочно. Неоднократно его ставили в пример другим, увлекая бойцов на трудовые подвиги. На строительстве моста через реку Ваг в Словении бойцам ВСО поручена забивка сваи на середине реки. Дионис Иванович проявил особую напористость и задание выполнил заблаговременно, несмотря на большие трудности работы, но не ушёл с работы, а более двое суток без отдыха помогал товарищам в строительстве моста. Упорным трудом отряд ВСО способствовал досрочному выполнению задания и успешному продвижению войск 7-й гвардейской армии. При разминировании минных полей Дионис Иванович был ранен осколком мины. Имеет медаль «За военные заслуги». Умер он 16 мая 1972 года. Похоронен в станице Суворовской.

Известие о Победе над фашистской Германией все люди приняли с непередаваемой радостью. Моя бабушка Романова Нина Тихоновна говорила, что известие о конце войны им на поле принёс мальчик. Раннее прохладное утро тогда казалось самым благодарным временем в жизни. Колхозники пели и плясали, улыбались и обнимали друг друга.

Наши предки выстояли в крупнейшей войне человечества. Вышли из неё и остались людьми с большой буквы. Много работы выпало труженикам тыла и фронтовикам после окончания войны, но Советский союз справился и дети войны прожили уже значительно лучше своих родителей. Перед нами стоит задача выстоять в сегодняшних трудностях и сохранить память о подвиге наших предков и передать всю правду о Великой Отечественной нашим детям.

23 апреля 2020