Людмила Гурченко в кинематографе
Главную роль в “Карнавальной ночи” Людмила получила благодаря самому Ивану Пырьеву. Директор “Мосфильма”, уничтоживший карьеры многих талантливых актрис (Екатерины Савиновой, Клары Румяновой, Ии Арепиной и т.д), открыл дорогу на большой экран никому не известной студентке. Он случайно встретил ее в коридоре киностудии и лично привел на съемочную площадку.
До окончания ВГИКа, Гурченко сыграла еще одну центральную роль в музыкальном фильме Александра Файнциммера “Девушка с гитарой” (1958 г.). Однако картина, снятая на волне успеха “Карнавальной ночи”, была встречена зрителями достаточно прохладно.
О последующих 15-и годах в кинематографе актриса отзывалась пренебрежительно: ” Там гавкнула, здесь прыгнула”. Значительных работ в этот период у нее действительно было мало. Среди наиболее запоминающихся ролей — Юлия Джули в “Тени” (1971 г.) и мадам Ниниш в “Табачном капитане” (1972 г.). Но снималась Людмила регулярно, в том числе, в ведущих ролях.
Переломный момент в кинокарьере Гурченко наступил после съемок в мелодраме Виктора Трегубовича “Старые стены” (1973 г.). Здесь она наконец получила возможность уйти от комедийного амплуа. Ее героиня Анна Георгиевна— современная женщина-руководитель, страдающая от одиночества под маской железной леди (сам фильм, по-моему, весьма посредственный, но игра Гурченко и Армена Джигарханяна великолепна). За эту роль актриса получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.
Больше у Гурченко не будет повода жаловаться на свою невостребованность. Во второй половине 70-х лучшими ее ролями стали модистка Клара в музыкальном фильме “Соломенная шляпка”, портниха Нина в военной драме “Двадцать дней без войны”, актриса варьете Карина в музыкальной комедии “Небесные ласточки”.
В 1976-м году на съемках детского мюзикла “Мама”, где Гурченко играла главную роль Козы, ее карьера могла оборваться навсегда. Часть эпизодов снималась на катке. Знаменитый клоун Олег Попов, исполнявший роль Медведя, неудачно прыгнул Людмиле на ногу и раздробил ее лезвием своего конька на 19 осколков.
Хирурги провели несколько сложнейших операций. Ногу чудом удалось собрать, но врачи были уверены, что актриса останется инвалидом. К счастью, их прогноз не оправдался. Съемки в картине Гурченко пришлось заканчивать с загипсованной ногой и при помощи дублера.
80-е годы стали для Гурченко порой наивысшего творческого расцвета. В этот период она сыграла звездные роли, проявила себя как композитор и поэт, написала несколько автобиографических книг. Одна за другой вышли лучшие картины в ее фильмографии: “Любимая женщина механика Гаврилова” (Рита), “Отпуск за свой счет” (Ада Петровна, сопровождающая туристическую группу), легендарные “Вокзал для двоих” (официантка Вера) и “Любовь и голуби” (разлучница Раиса Захаровна) и многие другие.
После краха советского кинематографа, актриса снималась гораздо реже и ролей, сопоставимых с прежними, у нее уже не было. Можно упомянуть разве что музыкальную фильм “Моя морячка” (1990 г.), да и то из за актерского состава (кроме Гурченко, там сыграли Михаил Державин, Татьяна Васильева, Любовь Полищук, Георгий Мартиросян), исторический фильм “Виват, гардемарины” и его продолжение “Гардемарины III” (1991, 1992 г.) и приключенческую комедию “Старые клячи” (2000 г.).
Сергей Сенин, муж Гурченко, продюсировал несколько фильмов с ее участием, в том числе, самый последний — автобиографическую мелодраму “Пестрые сумерки” (2009 г.) К сожалению, успеха они не имели.
О личной жизни актрисы читайте в продолжении