Одна из причин, по которой владельцы электромобилей уходят от машин с ДВС - это экологичность электромобилей. Причина далеко не основная, но она имеет место быть. Чтобы проверить насколько экологичны электромобили стоит знать их углеродный след.
Сам по себе термин “углеродный след” означает количество парниковых газов (в основном диоксида углерода), которое производит какой-то объект. Это может быть машина, человек или завод.
Из мира исследований
В мире проводилось достаточно много исследований, которые рассказывают об углеродном следе электромобилей в сравнении с другими авто.
Некоторые из них:
- В немецкой организации ifo проводили подсчеты углеродного следа Mercedes C 220 и Tesla Model 3. По итогу у них получилось, что Tesla вырабатывает 150-161 грамм углерода на километр, в противопоставление Mercedes - 112 граммов СО2 на километр. Правда сравнивать два этих автомобиля не совсем корректно, поскольку мощность у них совсем разная - 194 л.с у Mercedes и 351 л.с. у Tesla. Кроме того у Tesla еще добавили выбросы, которые производит завод по созданию батарей для электромобиля. В общем, достаточно спорное исследование.
- Бельгийские ученые из Transport & Environment проводили аналогичные исследования для разных стран Евросоюза. Они пришли к выводу, что углеродный след зависит на 70% от того, как получают энергию в стране. Так, например, в Польше углеродный след от электромобиля будет примерно 160 грамм на километр, а от бензинового 200 грамм. В Швеции показатель углеродного следа намного ниже - 30 грамм. Средняя температура по больнице или средняя цифра углеродного следа по Европе равняется 90 грамм на км, это почти вдвое меньше бензиновых авто. Разница значительна, но опять же цифры достаточно спорные.
- В 2016 году в Сингапуре подсчитывали углеродный след для Tesla Model S. Комиссия осталась недовольна расчетами, поскольку во внимание были приняты все расходы, которые необходимы для поставки энергии на зарядку электромобиля. В результате его признали не экологичным и занесли в список вредящих экологии, а владельца оштрафовали на 10.000$. Точных цифр по углеродному следу я не нашла.
На что ещё обращать внимание?
Кроме углеродного следа, есть еще проблемы с созданием батарей и с их утилизацией. Несмотря на то, что срок службы литий-ионной батареи составляет до 20 лет, технологии нетоксичной переработки пока что в зачаточном состоянии. Это значит, что с расширением производства электромобилей и отсутствием технологий утилизации, можно нанести планете ещё больший вред.
Сама энергия, которую используют электромобили для зарядки также не является до конца экологически чистой. Очень немного стран переводят свои энергетические потребности на полностью экологичные источники энергии или делают их возобновляемыми. Доподлинно известно о перевесе во Франции, Норвегии, Канаде, Бразилии, Новой Зеландии - там используются в основном гидроэлектростанции, а также о развитии солнечной энергетики в Калифорнии.
Доля ископаемой энергетики остается на достаточно высоком уровне - примерно 67%.
Согласно исследованиям ЕС, при текущем раскладе источников энергии, электромобили используют её лишь на треть экологичнее, чем авто с бензиновым двигателем.
При таком раскладе, использование электромобилей не даст большого выигрыша.
Что происходит у нас в стране?
В России большая часть энергии получается за счет ископаемых и их переработки. Этот цикл далеко не экологичен и оставляет за собой весомый углеродный след.
В 2017 году у нас была предложена концепция разработки гидроэлектростанций, ветровых и солнечных станций, а также атомных электростанций для перехода на более чистую энергию. Да, атомные электростанции являются “зелеными”, поскольку не выбрасывают углерод в окружающую среду. Однако скорость развития этих технологий и переход на них пока что остаются под вопросом. Следовательно и внедрение электромобилей в широкое потребление тоже.
ИТОГИ:
Сам по себе электромобиль не несет вреда окружающей среде. А вот полный производственный цикл, который включает в себя создание батарей, их утилизацию и производство энергии, имеет множество слабых мест. Как думаете, насколько быстро смогут решить этот вопрос?