Найти тему

Общее собрание как публичное мероприятия: нужно ли согласование органа власти?

Оглавление

Обо мне - УСЛУГИ - УПРАВЛЕНИЕ МКД - МИФЫ ЖКХ - ДЛЯ ТСЖ/ЖСК, УО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ В СНТ

____________________

Общее собрание собственников – является высшим органом управления многоквартирным домом. Однако процедура его проведения, будучи урегулированной жилищным законодательством, подпадает под регулирование иных нормативных актов. Цель данной статьи – попытаться разобраться, как соотносится жилищное законодательство с нормативной базой о публичных мероприятиях (источник статьи блог ИнфокрафтЖКХ).

источник: fkr72.ru
источник: fkr72.ru

Общее собрание, сход, митинг: понятия

В соответствии с п. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. Закон также определяет очную, заочную и очно-заочную форму проведения данный процедуру по голосованию. Очная часть собрания всегда проводится путем массового присутствия людей на данном мероприятии.

См. также:
Общие собрания в ЖКХ: собственников, членов ТСЖ, виды собраний
Как считаются голоса на общем собрании собственников, можно ли голосовать количеством квартир

От общего собрания нужно отличать сход собственников, который осуществляется для публичного обсуждения каких-либо вопросов, касающихся внутридомового благоустройства, проблем с инженерными коммуникациями, коллективными автостоянками и пр. Наряду со сходом к коллективным мероприятиям, проводимыми собственниками, можно относить весенние субботники, дворовые праздники или спортивные мероприятия (которые проводятся на придомовой территории).

Применительно к многоквартирному дому мы должны различать процедуру схода (и иные массовые мероприятия с участием собственников: субботников, праздников и т.п.) и общего собрания. Механизм общего собрания собственников определен в ст. 44-48 ЖК РФ. Все остальные массовые мероприятия собственников – общим собранием не являются.

Практика управления домами показывает, что массовых мероприятий собственников, направленных на выражение недовольства, становится все больше. Собственники стихийно собираются на своем земельном участке выразить возмущение, например, точечной застройкой или подготовить всем домом видеообращение (а этот жанр ассиметричной коммуникации с начальством является весьма популярным).

Основной вопрос – подпадает ли под Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (далее – Закон № 54) любые формы массовой активности, которые коллективно проводят собственники у себя во дворе на своей земле.

Формальный подход к регулированию

Если мы посмотрим на преамбулу Закона № 54, то увидим, что его заявленная цель состоит в регулировании права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Закон № 54 не уточнят, какие именно собрания он призван регулировать, однако любые формы активности в нем поименованы публичным мероприятием. Безусловно, Закон № 54 писался для подавления протестной активности в любых ее проявлениях и был призван максимально зарегулировать все сферы с выражением общественного недовольства.

В связи с отсутствием качественной проработки и юридической экспертизы того, как Закон № 54 способен повлиять на другие отрасли права, вопрос проведения общих собраний при управлении многоквартирными домам – формально не согласуется с Законом № 54.

В ст. 2 Закона № 54 есть понятие публичного мероприятия, собрания и митинга. Под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция.

Собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Как известно, дьявол кроется в деталях. Под формулировку «актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера» (и особенно «преимущественно») можно подвести любое содержание. То же самое касается обсуждения «общественно значимых вопросов» на собрании. Подобные формулировки могут быть легко применимы к общему собранию собственников и открывают безграничный простор для произвола со стороны органов власти.

Формально Закон № 54 не делает исключения в регулировании проведения общих собраний собственников, субботников или иных массовых мероприятий во дворе. Это означает, что в случае необходимости он будет применяться избирательно к тем, к кому это будет необходимо.
Если дословно следовать положениям Закона № 54, то уведомление о проведении публичного мероприятия подается в орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. В соответ. со ст. 4 Закона № 54 к организации публичного мероприятия относятся оповещение возможных участников публичного мероприятия.
Между тем, в соответ. с п. 4 ст. 45 ЖК РФ инициаторы общего собрания обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения.

Чем отличается оповещение возможных участников публичного мероприятия от уведомления собственников о предстоящем общем собрании?
В соответ. с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 г. проведение публичного мероприятия на территории (в помещении), находящейся в частной собственности или ином законном владении, в том числе в торговом центре и на иной территории (в ином помещении) со свободным доступом на нее неопределенного круга лиц, не освобождает организатора от подачи уведомления о его проведении.
Земельный участок дома – это частная собственность в виде общего имущества в силу положений ст. 36 ЖК РФ. Если на нее есть свободный доступ для неопределенного круга лиц (например, нет забора вокруг дома), то Закон № 54 не делает исключений такого мероприятию.

С учетом такого толкования – все собственники, проводящие годовые общие собрания в многоквартирных домах – по умолчанию совершают административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.2 КоАП РФ (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования).

Такая же трактовка будет и в случае, если собственники массово собираются на сход для обсуждения широкого круга вопросов дома или микрорайона, где этот дом расположен, вопросов территориального общественного самоуправления.

Фактическое отсутствие регулирования

Строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения. Как уже было сказано ранее, цель Закона № 54 состояла в подавлении любой протестной активности. Тысячи общих собраний собственников проводятся ежегодно по всей стране без каких-либо последствий, поскольку несмотря на формальное нарушение норм Закона № 54, он не применяется к общим собраниям собственников, поскольку эти мероприятия не создают угрозу властям.

Вместе с тем, мы очевидно понимаем, что любая форма массовой активности во дворе (от субботника – до дворового праздника) подпадает под регулирование Закона № 54 и формально требует уведомления властей в установленные сроки. Эта ситуация печальна по двум причинам:

- Закон № 54 в части регулирования собственников идет вразрез с нормами ЖК РФ и никогда не выполняется (о предстоящем общем собрании мы уведомляем собственников, а не власти);
- Закон № 54 может избирательно и репрессивно применяться к сфере управления многоквартирными домами, если на то будет соответствующий административный заказ.

Решение этой проблемы может быть только одно: в Закон № 54 должны быть внесены поправки, которые прямо пропишут неприменимость Закона № 54 к внутридомовой активности собственников помещений многоквартирного дома при  проведении общих собраний, субботников, дворовых праздников и иных массовых мероприятий с участием жителей. Но даже такие поправки не отменяют порочную структуру Закона № 54, в целом.

Источник блог ИнфокрафтЖКХ

Подписаться на жкх: ПЕРЕВЕРНУТЬ МИР ЖКХ
С уважением, Дмитрий Бурняшев! Заглядывайте ко мне на сайт