Найти в Дзене
Анжелика Ветрова

Детям в школе задают классику. И они её даже смотрят.

Знаете, если бы меня кто-то спросил, что бы нам такое изучить в школе по культурной части, я бы это не посоветовала. Потому как бесполезно.

Но как же... Но мы же... "в области балета впереди планеты всей"(с). И, помнится, какая-то из учительниц наших с гордостью говорила: "У нас сейчас программа по музыке - как в музыкальной школе!" А мне очень хотелось спросить: "А на фига?" Зачем она нам? Если даже (ДАЖЕ!) в музыкальной школе дети не понимают в ентой самой классике ровным счётом ни-че-го.

Давайте сначала про музыкалку расскажу. Моих детей определили к самой лучшей учительнице по муз. литературе, т. к. исполнители они так себе, а "головы светлые". Остальные преподавательницы сего предмета, по мнению нашей, "на уроках вяжут шапки". Не знаю, сравнить не могу.

Но наша выкладывается. Каждое произведение включает целиком и кусочками, разбирает "по косточкам", описывает эпоху, традиции, нравы. Иногда проговаривает текст. Ведь вот что самое главное - дети вроде слушают, а не слышат - о чём речь-то вообще?

Каждый урок - контрольная из пяти вопросов и музыкальный диктант. Чтоб не расслаблялись. Проверить успевает тут же за пять минут. Вообще успевает много. И много задаёт. Шапки вязать нам некогда. И что? - И ничего. В классе из 12 человек нормально учатся двое - Филипп и ещё одна девочка. Остальные - "три пишем, два в уме". Почему? Да потому что.

Потому что родители отдали чадушко в музыкалку, а в семье звучит попса или шансон. Фильмы смотрим "про ментов" или "Марвел". Читаем из истории - в лучшем случае - учебник истории. Да и чадушко не особо просилось, честно говоря, "мозги сушить". Оно бы лучше на велике погоняло.

Но учительница продолжает выкладываться даже ради двух человек.

с сайта zastavki.com
с сайта zastavki.com

А теперь вернёмся к обычной общеобразовательной. После того, как мы посмотрели "Женитьбу Фигаро", а потом Макс заныл, что он ничего не понимает в опере "Кармен", я заинтересовалась - а что же наши семиклассники уже прошли за год? Список впечатляет, да.

-Симфония №5 Бетховена;

-Григ "Пер Гюнт";

-Бородин "Князь Игорь";

-Американская национальная опера;

-Щедрин, балет "Кармен-сюита";

-Сюжеты и образы религиозной музыки (куда ж без неё). Высокая месса. Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. (Здесь четыре слова мне пришлось объяснить очень подробно);

-Рок-опера "Иисус-Христос - суперзвезда".

Думаете, всё? А то б. Это примерно третья часть. Остальное - в том же духе. По опере за урок. 45 минут на прослушивание, объяснение, обсуждение. Бешеный галоп.

И с кем? С семиклассниками, у которых в голове "эбонитовая палочка и многочлен". Какой "Пер Гюнт", ребята? Они только название пол-урока будут склонять. Остальные пол-урока в телефон играть под "белый шум".

Может, это только у нас так? Может, где-то дети другие? Где-то очень далеко? В центре Петербурга? Может, это для них все эти программы пишутся?

Кого мы обманываем? Перед кем этот вселенский выпендрёж - "у нас теперь "музыка", а не "пение" с дядей Васей под баян" (это отец мне рассказывал об уроке, на который дети ходили с удовольствием. У нас уже всё было "серьёзней", но ещё довелось попеть хором "Старую мельницу" и "Крылатые качели").

Почему никто не понимает, что в такой школе к классике прививается только отвращение? Почему не рассмотреть СОВСЕМ ДРУГИЕ стили - вот рок, вот рэп, вот песни военных лет, вот цыганские... но они хоть понятны!

А потом уже - "а вы знаете, откуда припев "Улетай на крыльях" в этой рэперской композиции? А, не знаете! А я вам сейчас расскажу".

-2

Доколе мы будем обманывать сами себя? Кто знает?

***

На примерно ту же тему:

"Учить ли ребёнка музыке, несмотря ни на что?"

"Систему оценок надо менять".