Двойная потому, что как литературная героиня она оканчивает жизнь самоубийством, а как экранную героиню её убивают режиссёры. Да, именно режиссёры не позволяют Анне, ещё до съёмок, пробиться к экранной жизни, адекватной литературной, предусмотренной Львом Николаевичем, понятной, желаемой и любимой зрителями.
Кинорежиссёры считаются свободной профессией, только от них в большинстве случаев зависит выбор сценария фильмов и подбор исполнителей. Это в общественно-политической жизни существуют разнарядки, по которым во времена Советской власти выбирали делегатов по решению органов коммунистической партии, а в наше время – по решению партии Единая Россия. В искусстве такого нет или не должно быть и режиссёр, повторюсь, – свободный художник. Но быть свободным не означает, что можно делать всё, вплоть до глупостей. А они в некоторых случаях явно налицо. Какого чёрта (извините !) режиссёр Митта назначил на роль арапа Петра Великого Владимира Высоцкого ? Неужели во всей театральной стране нельзя было найти подходящего по фактуре актёра, а не мазать сажей модного певца ? Чем объясняются такие выборы ? Да тем, что режиссёры хотят "выехать" на известных личностях, и не более. Но если общественность достаточно развита интеллектуально, то такие режиссёрские трюки не должны проходить. Вот критикуют советское время, а люди тогда были гораздо более начитанными, эрудированными, интеллектуальными. Помню, в фильме "Глинка" (режиссёр Арнштим) в одной из сцен появляется всенародный любимец, комедийный актёр Пётр Алейников в роли ... Пушкина. Кинозал взорвался от хохота. Смеялись не над своим любимцем, а над режиссёром, который превратил серьёзный эпизод в фарс. А ведь можно было похохотать и над режиссёром Швейцером, когда он пытался превратить Жеглова-Высоцкого в аристократа Дон Гуана. По-видимому, по мнению режиссёра, это был самый подходящий для героя-любовника актёр – какова стать, внешность, рост, красота и,особенно, голос ! В те галантные времена в среде аристократов (донов, принцев) как раз модным было орать, чтобы узнать, быть или не быть тебе любимым.
Возвращаемся к Карениной. Вот уж кажется, какой актрисой и красавицей была Алла Тарасова, из которой режиссёр (Татьяна Лукашевич) пыталась слепить первую, самую " старую " ( 1953 г.) Анну Каренину. Но явно просчиталась, хотя талантом её (Лукашевич) бог не обделил – она создала очаровательный фильм "Подкидыш". А вот фактура великой Тарасовой оказалась несовместимой с образом Карениной, что, впрочем, можно было предугадать.
Среди исполнительниц роли Карениной многие комментаторы единодушно "выделяют" Елизавету Боярскую. Как режиссёру (Карен Шахназаров) пришло в голову сделать из неё Каренину – с её-то скулами, курносым носом, мужеподобным голосом, грубыми манерами да ещё с тощими кривыми ногами ? Уму непостижимо, но практически понятно.
Есть ещё несколько исполнительниц рассматриваемой роли. Значительная часть комментаторов рассматривает как наиболее удачную – роль Татьяны Самойловой. Однако это только в сравнении с другими, но можно ведь быть лучшей и среди плохих. Сама Самойлова была очень обижена, что её не оценили в этой роли. Но оценка во многом была справедливой. Зачем было соглашаться на роль, требующую,например, быть красавицей, тогда как даже с большой натяжкой Самойлова таковой не была, хотя, по-видимому себя считала.
Не буду обсуждать остальных исполнительниц, тем более, что речь о режиссёрах. Они, конечно, могут посетовать, что выбирать было не из кого. Но тогда либо не стоит браться за эту тему, либо это неправда. Приведу только один, но показательный пример, как режиссёры не заметили блистательную Анну Самохину. Почитайте, как дружно комментаторы характеризуют её: темпераментная, страстная, гордая, дерзкая, независимая, жгучая брюнетка, роковая красавица; я бы добавил – аристократка (не по происхождению, а по умолчанию). Где были Вы, господин Шахназаров ? Предпочли Боярскую ? Это выгоднее. У Самохиной же не было шляпоголового папы.
Остаётся осадок и ощущение, что с нашими режиссёрами экранной Анны Карениной, достойной её великого создателя, мы никогда не увидим, и нечего им экран поганить !