Арлекин.
Этот весельчак в пестром костюме известен нам с самого детства. Акробат, жонглер, неутомимый шутник. Кажется, он существует, чтобы веселить нас, поднимать нам настроение. Как пела Алла Борисовна в своем шлягере:
Арлекино, Арлекино! Нужно быть смешным для всех.
Арлекино! Арлекину есть одна награда – смех.
Хотя… Если вспомнить многочисленных арлекинов в стихах Серебряного века, когда это персонаж переживал настоящий бум популярности, то образ получается не таким уж однозначным. Поэты той эпохи часто видели в этом персонаже недоброго двойника или наделяли его мистическими чертами.
Да и шутки у Арлекина в классической итальянской и французской комедии не такие уж добрые. Если не сказать жестче.
А все дело в том, что происхождение Арлекина самое что ни есть потустороннее и совсем не комедийное.
Есть, правда, несколько версий относительно того, откуда в европейском театре взялся этот шутник и зубоскал.
Но все они восходят к древнейшему общеиндоевропейскому мифологическому архетипу, пришедшему к нам едва ли не из неолита – к преданию о Дикой Охоте.
Вы, конечно, сразу представили свору призрачных собак с горящими нездешним светом глазами, во главе своры – ужасного всадника, напоминающего назгулов Толкина.
Какое же отношение к этому имеет обжора и весельчак с деревянным мечом у пояса?
Само прямое.
Помните у Данте в «Божественной комедии» в XXI песне «Ада» бес Аликино (в переводе Лозинского – Кривляка)?
Очень созвучное с Арлекином имя, неправда ли? А все потому, что это он и есть.
Арлекин - Аликино – Эллекен – не самый последний персонаж Дикой Охоты.
По одной версии Эллекен – одно из многочисленных имен бога Вотана (Одина), известного предводителя кавалькады призрачных всадников и проводника потерянных душ в мир Сида.
По другой слово происходит от имени бриттского короля Херлы – Herlechinus.
С именем этого короля связано одно из древнейших записанных преданий о Дикой Охоте. Его рассказывают и Ордерик Виталий в «Церковной истории» (рубеж XI-XII веков), и Уолтер Мап (1140-1209), британский писатель, автор труда «De Nugis Curialium» («О придворных пустяках»), датируемого концом XII века.
Историчность самого короля Херлы весьма сомнительна, во всяком случае, британские хроники и документы конца I - начала II тысячелетий о нем молчат.
Другое дело, что Херла может быть не собственным именем, а своего рода устойчивым королевским прозвищем или «титулом», восходящим, к ряду древнегерманских основ со значением «воин» (др.- сканд. herjar) или к одному из имен Вотана - Хериан, употреблявшемуся, когда требовалось подчеркнуть главенство Одина в дружине погибших в сражениях воинов - эйнхериев.
Если за именем Херлы все же действительно скрывается некий реальный бриттский король, то правление его весьма приблизительно можно отнести к концу первой половины I тысячелетия н.э.
Однако в историю Херла вошел именно как предводитель Херлатинга - Дикой Охоты.
Вот как пишет о нем Уолтер Мап:
«Ночные сборища и отряды, которые назывались “Херлатинг”, нередко появлялись в Англии до времен Генриха II. То были отряды, блуждающие бесконечно, в бесцельном кружении; принося ужас, разбивали они тишину; и видели среди них тех, кто умер, и были те живы...»
Употребляемое Мапом имя явно образовано от староанглийского thing – «собрание, сходка, отряд» и означает, соответственно «тинг Херлы».
Питер Блуа, архидиакон Бата и Лондона называет наводящие ужас отряды призрачных воинов «mmilites Herlewini», т.е. «воины Херлевина»; Ордерик Виталий – «familia Herlechini» («люди Херлекина»).
Сама же история короля Херлы такова (как и любое предание, она имеет множество вариаций, «классический» вариант обычно приводят по книге Е.М. Литера, посвященной преданиям Херефордшира словарю британских легендарных и сказочных сюжетов К. М. Бриггса).
Однажды в походе явился к королю Херле другой король – карлик верхом на огромном козле. У него была большая голова, румяное лицо и длинная рыжая борода, на груди пятнистая оленья шкура. Нижняя часть его тела была груба и волосата, а ноги заканчивались козлиными копытами.
Он пожелал говорить с Херлой наедине и сказал следующее:
- Я властелин над многими королями и князьями, над огромным бесчисленным народом. Ты достоин чести украсить свою свадьбу моим присутствием в качестве гостя, ибо свою дочь решил отдать тебе король, чье посольство прибудет сегодня. Я предлагаю тебе заключить между нами вечный мир, и скрепить его тем, что я буду присутствовать на твоей свадьбе, а ты пообещаешь мне быть на моей в этот же день год спустя.
Сказав так, он исчез. Удивленный король возвратился домой, где его действительно ждало посольство. Когда настало время свадебного пира, не успели еще подать первое блюдо, как появился король-карлик, его слуги с посудой из золота, украшенной драгоценными камнями. Слуги-карлики возникали везде, где были нужны, не подавали ничего из королевских яств, только из собственных. Запасы Херлы совсем не были тронуты, слуги проводили время в праздности.
Когда пир завершился, король-карлик обратился к Херле:
- Король, я здесь, на твоей свадьбе, как мы и договорились. И если ты желаешь чего-нибудь еще, я с радостью выполню твое желание, но лишь на том условии, что ты не откажешь, если я попрошу вернуть это.
Не дожидаясь ответа, он удалился в свой шатер и с первыми же петухами уехал прочь со всей свитой. А спустя ровно год снова внезапно явился к Херле и потребовал выполнения договора. Херла согласился и последовал за карликом.
Они вошли в пещеру в очень высокой скале и недолго шли во тьме, разгоняемой бесчисленными факелами, и пришли в прекрасный дворец короля-карлика. Там отпраздновали они свадьбу, и, когда обязательство было выполнено, Херла со своей свитой отправился домой. Карлик проводил их вниз в темный проход и там дал королю собаку-ищейку, такую маленькую, что ее можно было нести на руках. Прощаясь, наказал он королю и его свите ни в коем случае не спешиваться, пока собачка не спрыгнет на землю.
Херла выехал из скального прохода и, заметив неподалеку старого пастуха, подозвал его и спросил, что случилось с королевством и супругой за время его отсутствия. Пастух удивленно взглянул на короля и сказал:
- Мой лорд, я плохо понимаю, о чем вы говорите, ведь я - сакс, а ваш язык похож на язык бриттов. Не знаю я королевы с таким именем, лишь однажды слышал, как кто-то говорил, что она была женой древнего короля Херлы. Но вот уже два столетия саксы, а не бритты, владеют этой землей. Про короля же Херлу рассказывают, что когда-то очень давно навсегда исчез он у этой вот скалы, ведомый неким карликом...
Король был озадачен, ибо думал, что отсутствовал только три дня. Некоторые же из его свиты, позабыв наставления карлика, спустились с коней и к ужасу остальных тотчас рассыпались в прах. Тогда Херла запретил своим людям покидать сёдла, пока не спрыгнет на землю собака-ищейка, подаренная королем-карликом.
Но до сих пор не оставила собачка луки седла. И до сих пор бурными ночами видят иногда люди, как бешено скачет по небу во главе воинов Херлатинга древний король Херла...
Красивое предание, правда?
Но при чем тут бесы и Данте?
Все просто: с принятием христианства, все культы, обряды, поверья, связанные с плодородием, древними хтоническими божествами, миром мертвых, переосмысливались в сторону негативного отношения, отвержения. Все это стало считаться нечистым, дьявольским, подлежащим запрету.
Да и к смерти в христианстве совсем иное отношение, нежели в язычестве, более… испуганное что ли, по сравнению со спокойно-нейтральным ее восприятием язычниками.
Поэтому все, что связано с Дикой Охотой, и сама Охота стала восприниматься, как нечто дьявольское, несущее гибель и несчастья. А ее участников и предводителей стали считать демонами, бесами.
Хотя на самом деле у Повелителя Мертвых и его свита одна задача – собрать до срока (обычно, до Самайна или Йоля) все потерянные души, не перешедшие по каким-то причинам Грань между мирами, и проводить туда, где им положено быть. До живых же им вообще нет дела, разве что они сами встанут на пути у Охоты.
Вот так из предводителя Дикой Охоты Эллекена возник демон Аликино, которого, помимо Данте, упоминает трувер XIII века Адам де ла Аль.
Кстати, еще один любопытный факт. У кельтов и германцев есть такой мифологический персонаж король эльфов - ellerkonge. В некоторых вариантах преданий он совсем недобрый и развлекается тем, что пугает путников в лесу, заманивает их в чащу, преследует. Кстати, именно о нем идет речь в знаменитой переводной балладе В.А. Жуковского «Лесной царь».
Вот такой он – беспокойный весельчак Арлекин.