Найти тему
Учитель гармонии

Что стоит за "дошколкой" при школах? Наблюдения недавних участников

Оглавление

Важная, живая для меня тема - причём до конца мне лично не ясная. Из моих собственных детей двое уже "заскочили" в школу, у двоих ещё всё впереди. Мы с супругом, сами преподаватели колледжа, бросили немалые организационные силы на участие детей в "дошколке". Появился опыт, пришло осознание некоторых механизмов и связей.

В последние годы - в эпоху расцвета пресловутого "профессионального родительства" - тема подготовки ребёнка к школе обросла разнообразными утверждениями, порой весьма противоречивыми. Правдивыми - и мифическими, разумными - и тупо-маргинальными. Кроме того, нельзя не учитывать контекст - будь то мегаполис, тихий городок или сельское поселение.

Пробуем разобраться!

  • Подготовка к школе не требуется вовсе. Навыков, приобретённых в детском саду, более чем достаточно. В школе всех и всему научат. Не лишайте детей детства.
Смотря какой сад.
Смотря какая школа.
В любом классе найдутся лидеры и аутсайдеры. Готовы видеть своего ребёнка среди отстающих? Пусть и дальше живёт без забот.
  • Подготовить сына/дочку в школу можно самостоятельно, в семье или с репетитором.
Можно, очень даже можно. Особенно хорошо - с бабушкой. Даже в логопедических группах садов не ставят технику чтения, а дома это сделать до шести лет очень желательно.
  • В школу и нечитающего ребёнка возьмут. Зачем бежать впереди паровоза? Потом придётся простаивать, если выучиться заранее.
Это вопрос самоуважения, чувства собственного достоинства. Каждый выбирает по себе.
  • Подготовительные курсы для шестилеток при школах - блажь, пустая трата времени и денег.
Да, это недёшево. Крайне популярно среди "несадовских" детей: это их путь к социализации, их выход "в люди". Для "садовских" - осуществимо, но непросто. Для режимно работающих родителей - мало реально: приводить ребёнка надо 2 раза в неделю, чаще всего - к 14-15-16 часам, и через 2,5-3 часа забирать. В школе сидеть ожидающим нельзя.
  • "Дошколка" - откровенно коммерческое мероприятие. Тематика уроков слишком далека от истинного развития навыков будущего первоклассника. Игровые формы преобладают, внимание и интеллект, по сути, воспитываются мало.
Увы, многие шестилетки настолько инфантильны, что с ними иначе обходиться просто нереально. Готовые к письму, чтению и связной речи дети будут на "дошколке" недоумевать и страдать, а от игры удовольствия получат немного.
  • Посещение платной дошкольной группы даёт преимущественное право для поступления в избранную школу.
Здесь рассмотрим два случая. В большинстве школ посещение курсов льгот по зачислению почти не даёт. Набор ведётся по прописке, а также переводом из прикреплённых садов - а только потом, на оставшиеся места - по дополнительным спискам. Именно в этой категории предпочтут детей, посетивших курсы.
Случай второй, противоположный. Ряд школ (лично мне известно несколько адресов по Москве) набирает новых учеников ТОЛЬКО с условием прохождения ИХ курсов, проводимых по авторским программам. Отбор ведётся из числа прошедших "дошколку", со стороны "абитуриенты" не рассматриваются, фактор прописки не работает. Это действительно стоящие школы.
  • Институт подготовительных курсов создан теперь и в системе школ искусства, и без них туда не поступить.
Создан, безусловно, и уроки крайне дорого стоят - сопоставимо с наймом частного педагога. Включаться в систему можно с 4, 5 или 6 лет. В первый класс на бюджет сдаётся экзамен, выявляющий больше природные данные, чем подготовку. Не посещая подготовительные курсы, занимаясь самостоятельно, такой экзамен сдавать также МОЖНО. Но несколько лет в среде педагогов тянется негласное разделение детей на "стареньких" и "новеньких", и "старенькие" по уровню выигрывают ощутимо.
-2

Как готовились к школе наши дети

И дочь, и старший сын (2010 и 2012 г.р.) исправно посещали сад, находящийся в трёх минутах ходьбы от нашей с супругом работы (музыкального училища). Мы ЗАРАНЕЕ, с мая в предыдущем учебном сезоне, оговаривали с администрацией, что не сможем, начиная с октября, работать в определённые дни и часы. Уходили с работы, забирали ребёнка среди дня из садика, тащили в школу на курсы (тоже близко), спустя 2,5 часа забирали, в отдельных случаях возвращали в сад. Это была повинность кого-то одного из родителей, в то время как другой сидел дома с младенцем. Ситуацию мы отработали дважды, так как наши дети рождены с разницей 2+3+3 года.

Сын готовился в элитную школу (её номер о многом скажет знающим толк в московском образовании) в течение двух лет, имел хорошие рейтинговые показатели, но НЕ ПОСТУПИЛ. Оказался на пять дней моложе возрастного ценза, мог быть рассмотрен только в следующем потоке. Так я узнала весь смак от рождения ребёнка 5 сентября. Ушли в школу, ближайшую к работе родителей, - переводом из сада.

Дочь посещала "дошколку" в одной школе, а учиться в итоге пошла в другую: мы выбрали учителя. Дополнительные списки оказались вполне реальными, и ребёнок был зачислен без территориальной привязки.

Подготовка в музыкальную школу обходилась нам в 2018/19 учебном году в 14.500 рублей в месяц. Добавим "дошколку" и хореографию... Итого 36 тысяч рублей в месяц стоило нам обучение мальчика Пети, пока он не штурмовал "бюджетный" возраст и уровень. Последнее - кропотливым трудом.

Возраст 6 лет - самый дорогостоящий!

Буду очень рада, если опыт нашей семьи немного поможет читателю разобраться в выборе стратегии развития старших дошкольников!