"К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание моё." Пс 15:3
Жизнь последней русской имперетрицы, святой царственной великомученицы Александры Федоровны - это прежде всего жизнь веры. И сегодня я хотел бы вместе с вами проследить истоки этой чистой веры - о которых очень мало кто знает. Но я хочу прикоснуться к ним, чтобы увидеть: какого человека в Своей великой премудрости Господь призвал быть женой последнего русского государя и разделить с ним мученический венец.
Такая честь выпадала не многим святым, а это означает, что Господь особенным образом, с детства готовил ее к этому. Вот мы и начнем сегодня исследовать тот удивительный путь, которым Господь провел последнюю русскую императрицу. Я в основном буду помалкивать - предоставлю слово самой государыне. Я же ограничусь комментариями, которые помогут вам составить целостную картину.
Вера: главное препятствие к браку
Начну с писем будущей государыни, адресованных Никки (Николаю), которые были написаны еще до того, как они поженились, и даже до того, как произошла помолвка. Напомню, что принцесса Алиса (будущая Александра Федоровна) родилась и выросла в протестантском окружении. И несмотря на свою пламенную любовь к Никки не хотела и не могла оставить свою веру и перейти в Православие - как того требовал церемониал бракосочетания. Это явилось главным и единственным препятствием брака.
Удивительная вера и чистая, прозрачная душа Аликс сквозит в каждой строчке ее писем, заметна в каждом жизненном поступке. Для нее вера - это вся жизнь, и нет и не может быть ничего серьезнее, чем вера. Надо понимать, что с этого начинался ее жизненный путь, этим он и закончился. Насколько серьезно относилась Аликс к своей вере, и насколько определяющей была вера в ее жизни вы можете воочию увидеть из этих писем. Ради своей веры она готова пожертвовать и своей жизнью, и своей любовью. Взгляните, что пишет своему возлюбленному Никки эта девочка-подросток:
Религия внешняя и внутренняя
Замок Виндзор,
12 мая 1894 года,
письмо А-13.
Доброе утро, милый, я только что пришла из церкви, где мы слышали замечательную проповедь. Она мне напомнила о старом пасторе на свадьбе Эрни. Я бы могла там сидеть часами, слушая его. Мне хотелось бы пересказать это тебе – как Господь Бог не ищет внешнюю форму, а ищет дух, как и люди, которые преданы друг другу, не судят по внешности, а их сердца и души тянутся друг к другу. Что религия бывает не только в определенном месте или в церкви, но повсюду Бог.
У нас всех есть определенные обязанности, иногда они маленькие, и мы думаем, что не нужно в них вкладывать свою душу, а это неправильно. Св. Апостол Иоанн 4,24, это был его текст, самаритянка. Бог – Дух, и те, кто Его почитает, должны почитать Его в Духе и Истине. Если мы не понимаем Духа Божия, законы Которого правят природой, мы не Его создания. Святый Дух учит нас, как всегда быть с Ним.
Выбирая между правильным и неправильным решением, твоя совесть говорит тебе, что внутри тебя есть Дух, Который невольно ведет тебя к добру. Ты не должен предугадывать последствия своего решения: не твое решение приносит тебе благодать, но Дух Святый, повинуясь Которому, ты его принял.
Многие думают, что быть с Богом – значит быть в местах Его почитания, где души наши возлетают высоко вверх над миром или гармонично сплетаются, поднимаясь ввысь, голоса и звук органа, и приходит мгновенное вдохновение… но настоящий секрет, как найти Бога, – это посвятить Ему всю свою жизнь, и каждое маленькое ведерко воды, которое вам нужно пронести по долгой и тяжелой дороге к колодцу.
Христос всегда делает все как можно лучше, какую бы маленькую, незначительную работу Ему ни приходилось бы выполнять. Он преподносит Свое учение бедной женщине с ограниченным кругозором и бедным узким окружением. Ей Он говорит о величайших истинах, которые и для мудрых являются тайной. Она искала только облегчения своих земных тягот, и мы все, как часто мы жаждем избавления от страданий и забот. И это ее желание Он использовал как средство, чтобы повести ее в высшие сферы духовного развития.
Посвящение вере всей нашей жизни, выполнение мельчайших обязанностей с напряжением всех сил и с одним желанием – “сделать как можно лучше”… Ну вот, с помощью Гретхен я попыталась записать часть проповеди, боюсь, что сделала это не совсем понятно, но, по крайней мере, у тебя будет представление о нем и его проповеди.
О, Ники, милый, ты действительно не боишься, когда думаешь о том, кто тебе достанется в жены? Не сведет ли тебя с ума эта особа? Я с нетерпением ожидаю часа твоего приезда. Если погода будет хорошая, тогда мы должны хорошо провести время. Тетя Беатриса говорила, что мы должны поехать вверх по реке, и это было бы очень приятно, так как я никогда так не делала, а говорят, что это чудесно. Милый, сейчас я должна попрощаться. Да благословит тебя Бог, и святые Ангелы Его да хранят тебя.
Нежно целую много раз. Навеки глубоко любящая и преданная маленькая девочка,
Аликс.
Главные различия
Аликс прекрасно, не по детски, понимает, насколько велика религиозная разница между нею и Никки. Она выросла в строжайшей пуританской атмосфере, где религия была разлита в каждой минуте бытия, в каждом поступке. У Никки, напротив, жизнь разделялась на церковную и светскую - как это обычно было в русском обществе. К тому же есть разница в понимании спасения в православии и протестантизме. В православии спасение достигается по-преимуществу в церкви, посредством церкви и обрядов, в то время как в протестантизме спасение видится как вытекающее из отношений между человеком с Богом - без посредников - что проявляется во всех аспектах жизни и бытия. Аликс писала:
Харрогейт,
4 июня 1894 года,
письмо А-36
Мой дорогой, бесценный Ники,
Сегодня утром я читала много ваших молитв, переведенных на французский язык. Некоторые из них так красивы, но, сердце мое, мне не нужен посредник для моих молитв, я все говорю Господу прямо и каюсь в своих грехах, и я знаю, что Он простит меня ради Сына Своего Иисуса Христа, Который умер, чтобы мы могли получить прощение и спасение. Я не хочу, чтобы мой Ангел-Хранитель просил за меня Бога. Моя молитва прямо возносится к Отцу Небесному.
Я не хочу, чтобы Богородица вступалась за меня. Я не могу просить через кого-то, никогда так не делала: было бы ужасно, если бы сейчас меня принуждали к этому. Я бы подумала, что совершила тяжкий грех, и не могу просить прямо. От меня такого трудно ожидать, любовь моя, не так ли? Ах, если бы ты был здесь, мне так много надо у тебя спросить о том, что я прочитала. Иметь образы Богородицы и святых и целовать их – это я хорошо понимаю. Почему также не целовать фотографии тех, кого любишь и кого больше нет, а когда смотришь на них, то вспоминаешь все хорошее, что они сделали, и стараешься брать с них пример. Но молиться им, как и молиться Богородице? Зачем, Ники?
Я могу любить, почитать и уважать Ее как Матерь Господа и как Самую чистую и лучшую Женщину из всех, что когда-либо жили, но разве это причина, чтобы Ей молиться? “Ты не должен знать другого бога, кроме Меня” (Осия 13, 4) – тогда почему это? О, если бы только ты был здесь, чтобы поговорить со мной об этом, это пугает меня. Мне нужна твоя помощь. Надеюсь, что не причиняю тебе боли тем, как я об этом говорю. Но если бы ты только знал, как я себя чувствую.
Я хочу быть хорошей христианкой, но есть вещи, которые меня шокируют, и я хочу, чтобы ты мне их объяснил. Чтение никогда не может дать ясного представления. Но ты такой истинный, добрый христианин, поможешь мне. И если есть вещи, которые я не могу делать, – как ты думаешь, мне их можно будет пропускать? Я очень надеюсь, что не огорчаю тебя, ни за что в мире я бы этого не сделала...
В поисках общей веры и любви
Несмотря на твердость своих убеждений (что отличало Алису по всей жизни), она не была фанатичной и закрытой. Для большинства ее соплеменников православные были сектантами и идолопоклонниками. Но Алиса, хотя бы уже ради своей любви к Никки, искренне искала точки соприкосновения - но не за счет компромиса, а в счет любви. И ей повезло: я заметил из писем, что на жизненном пути принцессе Аликс попадались удивительно мудрые и духовные пасторы наставники. Я сам прослужил тридцать лет пастором, поэтому знаю, как много в жизни человека может зависить от пастора.
Так вот, к чести пасторов, которых слушала Аликс (а она слушала их с великим благоговением и интересом, несколько раз в неделю), они оказались не сектантами, а людьми глубоко духовными, понимавшими, что в вере, как и во всем, есть главное - а есть и второстепенное. Есть то, от чего отступать нельзя ни при каких обстоятельствах, и есть то, что культурно обусловлено.
Я мог бы привести интересную переписку, из которой видно, как Алиса искренно искала свой собственный путь, как углубленно она изучала Библию, как серьезно молилась, как старалась понять своего православного жениха и его церковь и принять ее. Но это заняло бы уйму времени. Приведу на сегодня всего одно письмо, из которого видно, через что проходила тогда Алиса:
Осборн,
28 июля 1894 года,
письмо А-54.
Дорогой Ники,
Я только что вернулась со службы, где истово молилась за моего дорогого. Проповедь была чудесна. Мы все одна большая семья, но единство не значит однообразие. Как в любой семье братья и сестры думают по-разному, так и у каждого в жизни своя цель и свои обязанности, и все же это большая общность. Так и мы, христиане, тоже одна большая семья, и у нас один Отец. Он говорил прекрасно о том, что у всех нас есть те или иные дарования…
Пение было совершенно чудесное, псалмы прекрасные. Я полагаю, у вас на борту есть церковь или в городе, и ваше чудесное пение – как жаль, что я не смогла пойти с тобой в прошлое воскресенье… Я надеюсь, что буду понимать больше и смогу следить за службой, по крайней мере, знать, какие читают молитвы… Дорогой, ты можешь достать мне маленькую книжечку, чтобы на одной стороне текст был русский, а на другой английский или немецкий? Из Лондона мне послали на английском и греческом. Да, дорогой, я была бы более счастлива, если бы мог приехать старый пастор, потому что есть еще много вещей, объяснения которых мне хотелось бы от него услышать.
Я хотела кое о чем спросить тебя, но не смогла, я тоже боялась, что мои вопросы могут причинить тебе боль. Постепенно, с Божией помощью, все прояснится. Это главная причина, почему, мой дорогой, бесценный Ники, я не хочу, чтобы сейчас состоялась наша свадьба. Я не чувствую себя к ней готовой – дело не в самой свадьбе, а есть другая причина – ты понимаешь, о чем я говорю. Ты знаешь, что я имею в виду, правда?"
Тут я, автор статьи, позволю на минутку прервать ход письма и пояснить вам то, о чем знал Никки и о чем вы, безусловно, тоже догадываетесь: Алиса считала, что свадьбы не будет потому что она не сможет выполнить единственное условие, которое ей выставлялось: сделаться православной. Н читаем дальше, со следующей уже строчки:
"С другой стороны, ты знаешь, как я мечтаю полностью принадлежать тебе – сердцем я уже совершенно твоя, и нити, которые связывают наши сердца, никогда не смогут порваться или ослабнуть. Ради тебя также мне хочется быть сильной и здоровой, и во всех твоих делах быть рядом с тобой, а не помехой, как сейчас…"
Прервемся здесь, чтобы вернуться к этой теме еще раз и внимательно посмотреть: что же произошло? Изменила Алиса своей вере, приняв православие? Сделала она это из убеждений, или как компромис? Сказала ли она в душе, как некогда Генрих Наваррский, Paris vaut bien une messe, «Париж сто́ит обедни») в связи с его решением в 1593 году принять католичество, чтобы стать королём Франции под именем Генриха IV и основать династию французских Бурбонов? Сказала она в душе: Москва и Никки стоят обедни? На эти и другие смежные вопросы я постараюсь ответить в последующей публикации, также основанной на переписки Алисы и Никки.
Это очень важные и интересные вопросы, хотя бы уже потому, что раскрывают, как Господь готовил свою дочь к великому подвигу веры. И еще эти вопросы важны для нас потому, что истории свойственно повторяться, и потому, что Белый царь, о котором так много говорят пророчества, этот последний русский государь, которому еще суждено прийти - он будет, согласно пророчеств, государем не только над русскими, но и над другими христианами, коих, на сегодняшний день, больше, чем русских православных.
Я заметил, что большинство дискуссий на тему Белого царя ставят его в рамки России и православия. Это не совсем верно. Согласно пророчеств, последний русский царь будет являться духовным авторитетом для ВСЕХ христиан. И уже хотя бы по этой причине нам стоит вспомнить те мудрые слова, которые Алиса услышала от своего пастора, которого могла слушать часами:
"Мы все одна большая семья, но единство не значит однообразие. Как в любой семье братья и сестры думают по-разному, так и у каждого в жизни своя цель и свои обязанности, и все же это большая общность. Так и мы, христиане, тоже одна большая семья, и у нас один Отец."
Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:
"Открытая Семинария",
Заходите на мой сайт "Духовный миллионщик". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.