Не удивляйтесь, дорогие читатели! Получилось так, что перевод сиквела "Поруса" -- сериала "Чандрагупта Маурья" 2018 года -- подошел к концу, и я, втянувшись в обсуждения на сообществе в VK, вместе с завсегдатаями сообщества досматривала хвост фильма (не видав всей середины), попутно отвечая на вопросы по исторической матчасти в пределах моих скромных познаний. В частности, ведущие Сообщества попросили меня осветить подробности детектива древних времен -- загадочного убийства жены Чандрагупты Маурьи, потому как показанное на экране смотрелось более чем странно и не внушало доверия.
Для начала, что я могу сказать? Кажется, я догадываюсь, кем был мистер Сиддхартх Тэвари в прошлой жизни. Он был Шекспиром. Ибо и гениальность налицо, и повадки те же. Современники утверждают, что Ричард III и Анна Невилл жили в большой любви? А мы опишем дух Анны, благословляющий Генри Тюдора, и если бедная королева перевернется в гробу, то это исключительно ее проблемы. Макбет при жизни имел прозвище "Благословенный" и законное право на престол, а Дункан был узурпатором лет примерно сорока и погиб в бою? Нет, так не пойдет! Нам же нужно страшное преступление тирана, так что сдуем описание его смерти с убийства короля Дуффа, жившего парой столетий раньше -- поэт имеет право на творческий вымысел. Вся Индия уже две с лишним тысячи лет как знает, что махарани Дурдхару "нечаянно" отравил Чанакья? Ну, вы поняли. Поклоны Вашим стопам, ачарья Вильям! А то у нас тут Главный Злодей слишком много сочувствия вызывает, несмотря на все усилия...
Но перейдем к делу. А дело обстоит так.
Легенда о странной кончине первой супруги Чандрагупты Маурьи относится скорее к биографии ее сына Биндусары, ибо поясняет, при каких обстоятельствах он родился и получил свое имя. Буддийские и джайнские источники, в других случаях зачастую противоречащие друг другу, здесь на редкость единодушны, расходясь лишь в незначительных деталях. Начало в обоих случаях одинаковое: министр Чандрагупты Чанакья, стремясь уберечь своего императора от возможных попыток отравления, тайно добавляет ему в пищу небольшие дозы яда, чтобы развить иммунитет. Но однажды царь, ничего не зная о яде и не чая дурного, делит принесенную ему пищу со своей беременной женой, которой осталось лишь семь дней до родов. Далее незначительные вариации.
Буддийская версия Махивамса: Чанакья вошел в покои царя в тот момент, когда махарани съела отравленный кусок. Понимая, что теперь царица непременно умрет, Чанакья спешно сделал ей "кесарево" и извлек ребенка из чрева. Никаких долгих речей и прощаний, которыми из нас выжимали слезу в фильме, разумеется не было -- гуру торопился сделать все "прежде, чем яд проникнет в ребенка", плюс он был, конечно, тот еще зверь, но все же не настолько, чтобы резать женщину живьем. Прежде чем приступать к делу, Чанакья добил Дурдхару, отрубив ей голову мечом. После этого он якобы поместил мальчика в утробу зарезанной козы, из-за чего тот оказался покрыт каплями крови ("бинду" -- капля), но это уже художественный домысел: за неделю до естественного рождения ребенок уже не нуждается в таких фантастических ухищрениях (еще бы в бедро зашил, аки Зевс Диониса).
Джайнский текст ачарьи Хемачандры Паришишта-Парван более скупо сообщает, что Чанакья вошел, когда отравленная махарани упала. Чанакья извлек из ее утробы маленького царевича, но капля отравленной крови матери попала ребенку на лоб, оставив ожог в форме бинди.
Легенда эта очень известная, и снимать с Чанакьи его невольную (?) вину, перевешивая ее на Дхана Нанда, никто не думал столетиями, пока эта благая мысль не посетила внезапно Наше Всё... в смысле -- мистера С.Тэвари. Впрочем, вру: за два года до этого та же идея осенила Экту Капур, спихнувшую вину за гибель Дурдхары на несчастную Елену Селевковну, которая в тот год еще неизвестно, успела ли родиться (между смертью Дурдхары и браком Чандрагупты с дочерью Селевка Никатора примерно семнадцать лет). Лепить из Чанакьи героя-освободителя в Индии впервые пробовали примерно с середины XIX века под борьбу против английского владычества, но сейчас, видимо, с приходом к власти Бхаратия Джаната Парти, тенденция набрала новую силу.
Но вернемся вновь к нашему древнеиндийскому детективу. Как видим, древняя версия, трактующая гибель царицы как несчастное стечение обстоятельств, выглядит весьма странно и явно рассчитана на невзыскательного слушателя.
Соображение первое. Ладно, нам предлагают версию, что Чанакья пытался приучить своего царя к яду, и делал это как положено, а не как нам показали в 180-х сериях: добавляя яд понемногу и постепенно повышая дозу, пока она не стала опасна для неподготовленного человека. Возможно, почему бы нет. Но вот утверждение, что он это делал "ТАЙНО", мгновенно настораживает.
Во-первых, если гуру решил обезопасить Чандрагупту, зачем скрывать это от ученика? Это лишено всякого смысла.
Во-вторых, пищу, предназначенную для царственных особ, пробовали слуги-дегустаторы. Отменить самовольно проверку и запретить кому-либо прикасаться к царским блюдам? Да, Чандра не возразил бы ни словом и ни о чем не спросил, так как на тот момент уже был учителю -- цитирую того же Хемачандру -- "покорен, как слон погонщику", но подобный приказ неминуемо вызвал бы толки и домыслы, последствий которых сам черт не предскажет. К тому же кто-то из слуг мог попробовать просто из добросовестности -- хорошо ли приготовлено, --или доесть остатки после царской трапезы.
В-третьих, главное: по тем временам не было ничего необычного в том, чтобы разделить блюдо с собеседником, наложницей или супругой, либо, если у царя вдруг не случилось аппетита, отдать блюдо бродячему брахману в качестве подаяния.
Таким образом момент, когда едой Чандрагупты отравится кто-то посторонний, становился делом времени. В общем, повторюсь: смысла ноль, логики ноль, риск на ровном месте, не оправдывающий себя. Зачем? Проще озвучить свое намерение Чандре и давать яд отдельно от трапезы, а не класть в пищу. Впечатление, что мудрый гуру внезапно резко поглупел. Непонятно. И тут мы переходим к...
Соображение второе. Не следует забывать, что исторический Чандрагупта обрел жену при совершенно иных обстоятельствах, чем было нам показано в фильме.
Увидев Чандрагупту, дочь Нанды, стоявшая на колеснице, влюбилась с первого взгляда и смотрела на него немигающим взором — словно богиня. Кокетливыми взорами, похожими на отблески лунного лика, дочь Нанды как будто обещала Чандрагупте любовные наслаждения.
И Нанда сказал ей: «О дочка, сама выбирай себе мужа, ведь для кшатрийских девушек рекомендована сваямвара. Да будешь ты счастлива, милая, сойди с колесницы и оставь меня, вместе с тобою уйдет и забота о том, как выдать тебя замуж».
Услышав это, она быстро сошла с той повозки и ступила на превосходную колесницу Чандрагупты.
(с) Хемачандра, "Повествование о Чанакье"
Эта сцена происходит, когда низложенный царь Дхана Нанд уезжает в изгнание с двумя женами и единственной дочерью. Позднее, когда пойдет речь о версиях происхождения Чандрагупты, я обязательно озвучу, почему считаю, что в данном случае взгляд был далеко не первым, ибо Чандра и Дурдхара на самом деле были двоюродными братом и сестрой и выросли вместе при дворе Нанды. Верите ли, не далее как три дня назад, роясь в материалах к этой статье, наткнулась на незамеченные прежде сведения, позволившие сделать вывод, кто на самом деле был мужем Муры и отцом ее сына (спойлер: это Панду. Я серьезно). Видимо, Дурдхара любила кузена давно и сильно, если ее не отвратили от него гибель брата и изгнание родителей, позднее отравленных по приказу Чанакьи, дабы низложенный царь не послужил знаменем для мятежа.
Хотя есть и другая версия их воссоединения, согласно которой Чандрагупта самолично отвез дядю и теток в их будущий ашрам, а когда повернулся уезжать, дочь Дхана Нанда внезапно бросилась следом за его колесницей и бежала так до самого города, умоляя и требуя, чтобы Чандра женился на ней. Эта версия мне не нравится, ее явно сочинил какой-то враг обеих династий. Почему? Потому что приличная индийская принцесса могла вести себя так лишь в одном случае -- если она обесчещена (вспоминаем знаменитую Амбу). Не могу сказать, что сильно симпатизирую историческому Чандрагупте, но думать о нем как о человеке, в пылу взятия города изнасиловавшем свою кузину, а после выкинувшем ее в лес, мне как-то не хочется. Уж лучше вслед за индусами считать, что они и правда любили друг друга с детства, наша принцесса и ее кузен-революционер...
Итак, Дурдхаре не за что было ненавидеть ни отца, ни дядьев, но вот к Чанакье у этой девушки должен был быть весьма основательный счет. А сейчас она собиралась стать матерью наследника престола. Это не могло не тревожить всесильного министра. В истории династии Магадхи хватало попросту "упоительных" прецедентов, памятуя о которых Чанакья должен был быть весьма неспокоен за свое будущее через ближайшие лет двадцать-двадцать пять. И даже Чандрагупту в этом плане нельзя было считать надежной защитой -- если верить летописцам, магадхские цари через одного восходили на трон, убивая своих отцов (что интересно, Дхана Нанд как раз ничего подобного не делал, зато у С. Тэвари был богатый выбор, с кого списать своего "короля Дуффа").
Плюс к сказанному, любимая жена и будущая мать наследника могла приобрести слишком большое влияние на императора и создать угрозу, что в один прекрасный день -- вновь цитирую -- "остановить Маурью одним движением бровей тот мудрец" более не сможет. Да и грязь, которой победители принялись поливать ее семью, вряд ли могла ей нравиться. Ну как у преданной жены получится оторвать мужа от ачарьи, пробудив в нем разум и совесть? Ночная кукушка -- она такая... Так что мотив у нашего "праведного" гуру был, и весьма весомый -- конкуренция за влияние на императора со стороны представителя свергнутой династии. Меньше, чем Дурдхара, ему в живых были нужны разве только сам Дхана Нанд и дорогой союзник Парватака, он же Пурушоттама. А вот ребенок, соединяющий две линии династии, был очень кстати. Если воспитать нужным образом...
Так что же произошло? Легче всего, конечно, предположить, что у Дурдхары попросту случились сложные роды, и как делалось в этих случаях достаточно часто, дитя извлекли из тела царицы после ее смерти. Поверить в это мешают как странные подробности в виде упоминания яда и отсеченной головы (сохранившиеся в показаниях служанок, позднее "потопивших" Чанакью перед Биндусарой), так и репутация Чанакьи, перетравившего на своем веку не меньше врагов, чем легендарные Борджиа, и считавшего политическое убийство лучшим способом решения проблем.
Впрочем, признаюсь честно, я несколько сомневаюсь в присутствии в данном деле какого-то яда. Все-таки Биндусару Чанакья предпочел сохранить. Яд -- чересчур сильный риск. Возможно, он вообще был метафорой, проникшей в летопись со слов слуг, слышавших, например, ссору между министром и махарани, в которой Чанакья заявлял царице, что не позволит "яду" (лояльности к Нандам) проникнуть в ее ребенка. Такое вполне возможно. Способность высших сословий древнего мира игнорировать прислугу временами умиляет.
Скорее я бы предположила, что в пищу подмешали какое-то средство, безвредное для мужчин, но способное вызвать преждевременные роды у беременной женщины. После этого ничего не подозревающий царь и его супруга едят с одного блюда, Дурдхаре становится плохо, ожидавший нужного момента Чанакья влетает в покои и с крокодиловыми слезами объявляет, что махарани вот-вот умрет, и надо спасать наследного принца...
А вот царицу спасать было некому, даже если она и догадалась о лжи. Чандра тут -- не защитник (все помним про "слона" и "погонщика"). Единственное, чем могла утешиться душа Дурдхары, дочери Дхана Нанда -- через двадцать с чем-то лет ее сын отправит убийцу матери на костер.
Но появляется вопрос: почему Чанакья так заторопился убить махарани, что даже не стал дожидаться родов, до которых оставалась неделя? Не проще ли было бы отравить ее после рождения принца? Или гуру специально подгадал свои действия к моменту рождения ребенка? Если так прикинуть, роды по тем временам -- удобнейший момент, чтобы избавиться от неугодной дамы, оставшись вне подозрений. Может быть, у Дурдхары действительно начались роды (даже не обязательно преждевременные, просто раньше, чем обещал царский астролог), и Чанакья воспользовался этим, чтобы убить ее под предлогом "что-то пошло не так, ребенок не родится сам, его нужно извлечь", а слух о его неприязни к жене императора догнал его позднее легендой о "яде, который не должен проникнуть в младенца"?
Загадочная история.
Оставайтесь с нами, ставьте лайки. Следующая статью по тому же заказу: "Чандрагупта Маурья". История в сериале. "Предательство" махаматьи".