Чистый язык был разработан Дэвидом Гроувом (1950-2008 гг.) во время работы со случаями травм, такими как сексуальные злоупотребления и ветераны войны в 1980-е и 1990-е гг.
Позднее Гроув распространил фундаментальный метод "Чистого языка" на ряд связанных с ним понятий, в частности, "Чистое пространство", "Чистые миры" и "Чистые знания в новых условиях". Полный объем работы Гроува, возможно, займет некоторое время, чтобы быть интерпретированным в связи с его ранней смертью в 57 лет.
Термин "Чистый язык" представляет собой отдельный "Чистый" метод допроса, а также всеобъемлющую методологию Гроува.
Развивая Чистый язык, Дэвид Гроув разработал набор "Чистых" вопросов.
“Чистота” в этом контексте означала, что вопросы вводят как можно меньше собственных предположений и метафор Гроува, предоставляя клиенту (или пациенту) максимальную свободу для собственного мышления.
Гроув обнаружил, что чем чище вопросы, тем эффективнее метафоры пациента могут быть преобразованы в мощные ресурсы (осознание, факты, понимание и т.д.) для исцеления и изменения.
В то время как Дэвид Гроув не публиковался широко (единственная книга Гроува была "Решая травматические воспоминания", в соавторстве с Б. И. Панзером; Ирвингтон, 1989 г.), его методы достигли выдающихся результатов, которые привлекли всеобщее внимание в терапевтическом сообществе.
В 1990-х годах Пенни Томпкинс и Джеймс Лоули (ведущие фигуры в сообществе Чистого Языка) кодифицировали и развивали работу Дэвида Гроува и написали об этом в своей книге "Метафоры в разуме" (Metaphors in Mind, 2000). Томпкинс и Лоули использовали термин "Символическое моделирование" для смешения чистого языка, метафоры и моделирования.
Модель, скорее всего, будет продолжать развиваться и адаптироваться и внедряться в работу, обучение, личностное развитие, и, несомненно, за ее пределами, потому что это мощная, уместная и полезная концепция.
Принципы
То, как мы думаем, имеет глубокие последствия и мощное воздействие - на нас самих как на людей, а также на наши действия и, следовательно, на окружающую среду и людей вокруг нас.
“Чистый язык" стремится к тому, чтобы наше мышление (или, особенно, мышление другого человека, если смотреть на него с точки зрения человека, задающего вопрос) было как можно более чистым и ясным, чтобы оптимизировать ясность осознания, понимания, принятия решений и человеческих отношений.
Основопологающие принципы языка слишком просты:
- Слушайте внимательно.
- Держите свои мнения и советы при себе, насколько это возможно.
- Задавайте вопросы, чтобы исследовать метафоры (или повседневные высказывания) человека.
- Прослушайте ответы, а затем задайте больше вопросов на чистом языке о том, что сказал другой человек.
Существует двенадцать основных вопросов Чистого Языка. Дополнительные специализированные вопросы используются реже.
Вопросы комбинируются со словами другого человека (пациент, клиент, что угодно) - и теоретически никаких дополнительных слов от задающего вопросы. Неизбежно возникает возможность или необходимость вставить дополнительные вопросы или слова, особенно если используется методология вне клинической среды, и в этом случае сохраняется принцип, согласно которому вопросы должны быть свободны от предвзятости или других влияющих факторов со стороны лица, задающего вопрос.
Очень внимательное выслушивание имеет важное значение для процесса - для того, чтобы слова человека точно повторялись в вопросе.
На первый взгляд это может показаться сдерживающим фактором, однако после ознакомления с вопросами они становятся гибким, многоцелевым инструментарием. Как и ноты музыкального масштаба, они могут быть использованы для создания чего угодно - от детской рифмы до оркестровой симфонии. (Кстати, это еще одна метафора...)
Если человек стремится к переменам, то изменения могут происходить естественным образом в рамках процесса исследования.
Чистый язык - это не метод принуждения людей к переменам. Цель состоит в том, чтобы помочь и дать возможность.
Фасилитатор "Чистого языка" может повторить некоторые или все сказанное человеком, чтобы направить его внимание на какой-то аспект его метафоры, прежде чем задать следующий вопрос.
Как и многие современные поведенческие и тренерские методики с положительной ориентацией, Clean Language лучше всего работает, когда вы "стремитесь к хорошему".
Это означает:
- Задайте вопросы о положительных аспектах опыта человека.
- Спросите о том, чего хочет человек (больше).
- Начинающие могут обнаружить, что наиболее очевидные метафоры - это метафоры проблем, но их изучение, скорее всего, будет неудобным и менее эффективным.
- Сосредоточьтесь на положительных моментах.