СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ: ПСИХОЛОГИЯ ВИРТУАЛА
13 МАЯ, 2014ПО СЕКРЕТУ ВСЕМУ СВЕТУ1339
Социальная сеть: завязываем знакомства
Правда это или вымысел создателей фильма «Социальная сеть», остается загадкой. Однако социальные сети составили серьёзную конкуренцию сайтам знакомств: так, Loveplanet.ru насчитывает 19 миллионов посетителей, а «Вконтакте» — десятки миллионов. Изначально цели отличались: соцсети проецировали в виртуальный мир реально существующий круг общения, а сайты знакомств его создавали. Однако теперь соцсети переняли задачи сайтов знакомств.
Здесь, как и в жизни, человек может окружить себя знакомыми и найти новых «друзей». Идея связать профили пользователей, отметив между ними дружеские связи, имела потрясающий успех. Человек, оставляющий смешные комментарии к фотографиям друзей и периодически встречающийся у них же, создаёт иллюзию близкого знакомства.
Каков он, завсегдатай социальных сетей? Сами того не зная, мы часто копируем харизматическую модель коммуникации, предложенную Дж. Голдхабергом. Исследователь выделял три типа харизматической личности:
— Герой — идеализированная личность, выглядит, «как мы хотим», говорит то, «что мы хотим».
— Антигерой — простой человек, выглядит, «как все», говорит то же, «что и мы».
— Мистическая личность — необычен, непредсказуем.
Социальная сеть дает возможность предстать в трех ролях каждому любителю «зависнуть» в интернете. Представление об идеале легко создается то умными цитатами, то фотошопом. «Антигеройство» проявляется, когда открываешь вкладку «Мои друзья» и видишь множество одинаковых аватар, а что касается мистической личности — не секрет, что эпатировать публику кричащими статусами и вызывающими фотографиями легче, чем сотворить что-то неординарное на публике.
Социальная сеть и ее манипуляции
Зачем человеку социальная сеть? Это — своего рода манипулятор сознания, в котором участвует и в качестве субъекта, и в качестве объекта каждый посетитель. Несмотря на индивидуальность действия, человек непрерывно находится в социальной среде, следит за действиями той или иной группы и невольно начинает подражать. Так изменяются психологические установки, ценностные ориентации, поведение целых аудиторий. Всё это происходит и в реальном мире, когда вращается в определенной компании, но круг реальных друзей обычно неизмеримо меньше виртуальных. Следовательно, и влияние слабее. Таким образом, приверженность к социальным сетям можно характеризовать и невысказанным желанием манипуляции. Это обосновывается конфликтом человека с самим собой (А. Маслоу), недоверием по отношению к другим людям (Э. Фромм), ощущением абсолютной беспомощности (философия экзистенциализма), боязнью тесных межличностных контактов (Э. Берн), некритическим стремлением получать одобрение всех и каждого (З. Фрейд). Внутренний конфликт зачастую проявляется в неком раздвоении личности, когда страница соцсети совсем не отражает реальное положение вещей. Что касается недоверия, социальная сеть позволяет приближать довольно близко в виртуальном плане, однако в любой момент скрыться, закончить разговор — просто выйти в оффлайн. Человек, поглощенный соцсетью, считает, что здесь безопаснее, ему уже не хочется налаживать контакты в реальной жизни. И в то же время социальная сеть позволяет получить отклик на любую фразу, деталь, фотографию — то, чего даже во время дружеской беседы добиться удается далеко не всегда. Предложение, вырванное из контекста, набирает лайки, по статусам и фотографиям посетители составляют мнение о жизни человека и его взглядах. Куда сложнее рассказать о собственной жизненной философии при встрече.
Медиа-теоретик Эли Паризер в книге «За стеной фильтров. Что интернет скрывает от нас» утверждает: система социальных сетей и персонифицированного поиска в конечном итоге привела к созданию личной «коробки идентичности», за пределы которой пользователь не может выбраться. Больше не существует общей базы знакомств, общей базы поисковиков или даже глобального интернета. Все, что видит пользователь, отобрано фильтрами в соответствии с предыдущими запросами и интересами.
С декабря 2009 года поиск в Google стал персонализированным, то есть учитывающим ваш индивидуальный профиль, складывающийся из прошлых поисков, содержания чатов и писем, постов и статусов, географического местоположения и т.д. А Facebook с его лентой обновлений изначально был персонализированным фильтром. То есть если вы давно не заходили на страницы некоторых друзей, их новости не будут проходить в вашей ленте новостей.
Социальная сеть как «мыльный пузырь»
Когда-то Стив Джоббс сказал, что когда люди хотят включить мозги, они включают компьютер, а когда хотят их выключить — включают телевизор. Персонализированный интернет с хорошо отлаженной фильтрацией стремится к тому, чтобы вернуться в состояние push-медиа (в противоположность pull-медиа): бесконечной ленты, в которую падают новости, статусы, посты, ссылки, фотки, клипы. Фильтрация информации существовала всегда. Однако эту — электронную — фильтрацию Паризер называет «пузырем фильтров». У него, по мнению специалиста, три отличия: во-первых, в этом пузыре вы одни, во-вторых, он невидим, в-третьих, часто вы попадаете туда автоматически, без предварительной подписки. Прежде чем пойти в определенное место, люди узнают отзывы. В интернете всё проще — вступил в группу одним кликом, и ты вместе с ещё тремя сотнями идешь на неведомую тебе до этого встречу.
Интернет-аналитики пишут о том, что персонализация уничтожает serendipity. Это — не просто случайная находка, а та, что была найдена на почти интуитивном уровне и привела к счастливым последствиям. Несмотря на разнообразие, которое предлагают интернет и социальные сети в частности, вся информация адаптируется под интересы конкретного человека. Показательным в этом плане является раздел «Рекомендуемые аудиозаписи» в контакте.
Еще одно следствие персонализации интернета — то, что можно назвать personality loop. Facebook в меру своих сил стремится подстроиться под нас — таких, как они нас представляют. И тем самым укрепляют само представление о нас, от которого отталкиваются. Благодаря персонализированному интернету мы снова и снова подтверждаем однажды зафиксированную идентичность. Каждый случайный или не случайный клик фиксируется и учитывается в этом портрете. Каждый клик в системах, стремящихся идеально под нас подладиться, может еще больше отдалить нас от нас самих.
В связи с этим возникает проблема: теперь каждый имеет виртуал, но не каждый задумывается о его существовании и, тем более, может его контролировать. Цифровой слепок-виртуал формируется каждым поиском, каждым кликом по ссылке и каждым лайком или перепостом в Facebook. Это автоматический виртуал. В то же время в Livejournal и на блоговых платформах «виртуал» был еще маской, которую можно было отложить в сторону, строя отношения с ней в той степени, в которой они тебе нужны.
Уже были комические случаи, когда Facebook, в пылу борьбы со спамом и неавторизованным контентом, сообщал, что ваш комментарий к чужому статусу «нерелевантен». Дальше, по логике, должны появиться неавторизованные и нерелевантные лайки и перепосты. Если вы не замечены в регулярном общении с тем или иным френдом и вдруг взялись его лайкать и комментировать, не иначе, как будете спамить или троллить.
Социальная сеть сдвигает вектор
Сама система взаимного обмена дружбами предполагает странный сдвиг. В модели сетевой социальности, созданной Цукербергом, все связи только горизонтальные, и нет вертикальных связей. Социальная сеть Facebook был создан как сеть для небольшого однородного сообщества – студентов университета, в котором все примерно равны и одинаковы, отношения между ними симметричные, но по мере расширения такой сетью и остался. Сообщение в ленте о том, что Х. подружился с такой-то знаменитостью звучит странно, создавая иллюзию отсутствия какой бы то ни было иерархии. С одной стороны, кажущаяся демократия. С другой, разрушение вертикальной иерархии опасно, потому что происходит идентификация только с членами своей группы, и нет никакого внешнего, внеположенного ориентира, к которому нужно тянуться и стремиться, никогда его не достигая, без чего, между прочим, невозможен личностный рост. Получается, что есть воображаемая идентификация с такими же, как мы, но отсутствует символическая идентификация с порядком или системой, которая больше нас.
Можно выделить две стратегии структурирования коммуникации, которые использует социальная сеть: первая — бессознательный бихевиористский импринтинг (пользователь становится заложником собственного движения по сети), вторая — нарциссическое инкапсулирование (пользователь влюбляется в сам язык коммуникации). Интимные интересы и потребности объединяет нас уже не с единомышленниками или соратниками, а с интерфейсами-фильтрами. Телодвижения человека сводятся к «лайкам» и перепостам — теперь это основные акты продления коммуникации. Здесь наблюдаем очевидный переход от микрокоммуникации к итоговой глобальной идентичности.
А социальную реальность можно «привязать» реальным координатам — мобильному телефону, адресу.
Чем же является социальная сеть с психологической точки зрения? Онлайн-статус был призван обеспечить эффект присутствия, но вот новой ценностью стал именно оффлайн. У человека появилось новое желание — побыть наедине с собой, перестать быть доступным по всем каналам связи — перейти в оффлайн. Слоган “Offisanewemotion” впервые озвучил Саймон Уотерфоп – креативный директор, основатель агентств POke и Fray, президент D&AD в 2007–2008 годах.
Социальная сеть управляет временем
Есть шутки о том, что интернет крадет время. На самом деле, интернет крадет наше внимание. После длительного посещения социальной сети человек теряет способность к концентрации, а ведь именно внимание — один из немногих жизненных процессов, которым может усилием воли управлять человек. Станиславский описывал так называемые круги внимания, тренировка которых помогает выйти из зоны комфорта, развивать наблюдательность и находить неординарные решения. Малый круг — это небольшое пространство рядом с человеком на расстоянии вытянутой руки. Внутри малого круга находится человек со своими телесными ощущениями, а его мысли сосредотачиваются за пределами круга, поскольку описывают окружающую действительность. В срединный круг входит большая прощадь — здесь принято говорить об общих, а не личных вопросах. Размеры третьего — дальнего круга зависят от дальнозоркости смотрящего.Всё, что не попадает в зону видимости, находится во внешнем круге.
Внимание человека, сидящего за компьютером, сосредоточено в небольшой области в малом круге перед собой, а также активно задействована область внешнего круга. Внимание редко направляется на телесные и чувственные ощущения,мысли человека рассредоточены по потоку сообщений в ленте. При чтении книги внимание на телесные ощущения направлено даже больше, чем при восприятии информации с экрана. Способность к концентрации же, напротив, имеют те люди, которые умеют переключать внимание с одного круга на другой.
Медиа-теоретик Дмитрий Соловьев пишет о том, что в социальных сетях человек забывает о своем теле и живет ментально. В интернете человек может делать только два действия: пассивное наблюдение (пользователь читает ленту, заходит на страницы друзей) и активное действие (пишет посты, выкладывает фотографии, ставит лайки, оставляет комментарии). Получается, что в Интернете чувства человека полноценно выражаться не могут: в жизни человек хочет смеяться, в соцсети постит смешной ролик.
Время в интернете течет в зависимости от доступной человеку информации. Если в новостной ленте три сообщения, человек тратит на их чтение 10 минут. Если сорок сообщений, их можно читать всю ночь. Отчего так происходит? Время как философская категория — это мера изменения объекта. В Интернете люди не могут изменяться и изменять, а только наблюдать. В соцсетях время равноценно информации.
В книге «Игры, в которые играют люди» Бёрн предлагает понятие поглаживания как действие, признающее и одобряющее присутствие другого человека. Бёрн выделял два вида поглаживаний — безусловные (человека любят за то, что он есть) и условные (человека хвалят за то, что он сделал). «Лайк» и есть упрощенным поглаживанием. С одной стороны, его получить легче, чем в жизни: поставил картинку — и вот на тебя столько людей обратили внимание. С другой стороны, «лайки» не имеют безусловной природы, ведь никто не отметит «лайк», если ты чего-то не сделаешь. Почему же люди ставят «лайки»? Во-первых, это удобный способ заявить о себе, во-вторых, так легче сделать комплимент. Обычно знакомство с незнакомыми людьми в соцсети начинают с лайка, а затем отправляют запрос на добавление в друзья. Наблюдается перекрученная коммуникация: сначала комплимент, потом разговор.
Теперь что касается образа жизни человека: переменчивость является фундаментальным свойством бытия, жизнь человека динамична. В социальной сети профиль статичен. Когда писатель создает произведение, он переосмысливает некоторые вещи, роман меняет его, чего не скажешь о личных сообщениях, которыми обмениваются пользователи соцсетей. Дмитрий Соловьев утверждает, что идеальная социальная сеть не имеет профиля, и в качестве примера приводи Живой Журнал: «ЖЖ можно сравнить со стволом дерева — он растет из корней, ствол интересно исследовать — можно пройти от самых корней до верхушки, проследить рост ветвей, прочитать историю. ЖЖ раскрывает жизнь человека как книгу. Профили в социальных сетях больше похожи на мгновенный срез ствола — в сечении видимы кольца настоящего, но не видно истории их возникновения, не видно развития. ЖЖ всегда интереснее и глубже показывает жизнь человека».
Социальная сеть провоцирует реакции
В жизни практически каждое действие сопровождается откликом на него, в социальной сети ответа нужно знать — и неизвестно, какое количество времени. Например, человек не знает, получит ли он ответ на личное сообщение, даже если человек находится онлайн, но хуже другое: часто люди, ожидая «поглаживаний», не знают, чего именно они хотят — ответа, комментария, лайка. При реальном разговоре человек получает всю гамму невербальных аспектов общения — жесты, взгляды, интонации, в соцсети восприятие сводится лишь к вербалике. частично компенсировать это призваны смайлы, однако разве нарисованная рожица сможет передать чувства, которые испытывает человек и которые отражаются на его лице? Люди, любящие Интернет-общение, в жизни не умеют «читать» по мимике изменения настроения, отношения.
Несомненно, социальные сети изменяют человека. Макклюэн обозначал две характеристики, которые определяют, как медиа изменяют мир: расширение и принцип взаимовлияния. Любой инструмент призван расширить возможности человека, в данном случае, нервную систему. У человека наблюдаются два расстройства — времени и информации. Время подчинилось получаемой информации, а информация в соцсетях всё уменьшается: люди предпочитают читать всё меньше и меньше – отсюда небольшие объемы постов и растаскивание цитат из книг. Распределяется информация не последовательно, как в жизни, а в хаотичном порядке — в ленту сыпятся картинки, посты, перепосты, обрывки текстов, чужие переживания – и всё от самых разных людей. Профессор Сюзан Гринфилд так пишет об этом: «В сети существует возможность потери навыка мыслить последовательно, структурно. В интернете отсутствует хронологическая последовательность. Потому что, если вы знаете много вещей, но не проделываете мыслительную работу для того, чтобы их друг с другом связать, они остаются разрозненным набором фактов». Человек разучивается искать причинно-следственные связи, делать выводы.
Любые сведения, поданные в форме историй, статей, сценариев, строятся на основе трехактной структуры. У любого произведения есть начало, середина и конец. Такая структура называется «аркой истории». Психологи отмечают, что мозг человек испытывает удовольствие и облегчение, когда попадает в «арку истории»: ему не приходится тратить время на монтаж, структурирование информации от разных людей — остаётся лишь извлечь смысл. В психологии существует целое направление- лечение историями. Людей учат правильно воспринимать и сочинять истории, в результате чего у человека тренируется способность мыслить последовательно и находить смыслы. Так, в ленте ЖЖ сообщения больше по объёму, но имеют эту структуру, облегчающую восприятие, чего не скажешь о социальных сетях, наводненных обрывками фраз. В соцсетях люди следят за сериалами, происходящими с их друзьями. Если же человек не будет понимать, как строятся истории, он не сможет действовать в жизни.
Ася