Право есть выражение определенных экономических, производственных отношений между людьми, прежде всего отношений собственности, которые оно юридически, законодательно закрепляет. Система правовых норм, существующих в современном обществе (классовом обществе) и соответствующих им правовых учреждений является юридической надстройкой над определенным экономическим базисом.
Право никогда не может быть выше экономических отношений, которые оно отражает и защищает. Каков способ производства, каковы господствующие производственные отношения в данном обществе, таково и право, правовые взгляды и правовые учреждения этого общества.
Господствующее в государстве право — это воля господствующего класса, возведенная в закон. «...Воля, если она государственная, должна быть выражена, как закон, установленный властью; иначе слово «воля» пустое сотрясение воздуха пустым звуком». (В. И. Ленин, Соч., т. 32, изд. 5, стр. 340). Возведенная в закон воля экономически и политически господствующего эксплуататорского класса принудительно, через органы государства — армию, полицию, суды, тюрьмы — навязывается всему обществу, прежде всего трудящимся, против которых и на обуздание которых направлены эти законы.
Сегодня сотрудники полиции, останавливая граждан на улице, вменяют им нарушение «режима самоизоляции», ограничивают право на передвижение, а в некоторых случаях привлекают к административной ответственности. Региональные власти обязали граждан оформлять «цифровые пропуска», требуя при этом вносить в анкеты свои персональные данные и маршрут передвижения. За нарушение «пропускного режима» гражданам так же грозит штраф.
Разберёмся, насколько правомерны требования региональных властей и действия полиции.
Понятие «самоизоляция» встречается в постановлении главного санитарного врача РФ от 30.3.2020, (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2020 г. № 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019") в пункте 1.3. говорится, наравне с контролем за соблюдением режима домашней изоляции, больных, о введении ограничительных мероприятий, включая САМОИЗОЛЯЦИЮ. Но сущность понятия «самоизоляция» не раскрыта и не имеет конкретных критериев, правил и требований. Эти правила появляются в указах глав регионов, в нашем случае в указе мэра Москвы С. С. Собянина. В первом указе от 5 марта 2020 г. № 12-УМ "О введении режима повышенной готовности», (Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности") в пункте 3. речь идёт о самоизоляции в течение 14 дней для тех, кто возвращается из других государств с неблагоприятной ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), ограничения заключаются в том, чтобы не посещать работу, учебу, минимизировать посещение общественных мест.
Далее список лиц обязанных соблюдать режим самоизоляции расширяется. В указе мэра Москвы от 23.3.2020 № 26-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ» (Указ Мэра Москвы от 23 марта 2020 г. N 26-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ") самоизолироваться теперь обязаны также:
4.3. Совместно проживающих в период обеспечения изоляции с гражданами, указанными в пункте 4.2 настоящего указа (речь идёт о гражданах, кто прибыл из других стран), а также с гражданами, в отношении которых приняты постановления санитарных врачей об изоляции, обеспечить самоизоляцию на дому на срок, указанный в пункте 4.2 настоящего указа, либо на срок, указанный в постановлениях санитарных врачей.
5.1. Обязать соблюдать режим самоизоляции граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, указанные в приложении к настоящему указу. Режим самоизоляции должен быть обеспечен по месту проживания указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах.
В приложении к указу Мэра Москвы имеется перечень заболеваний, имея которые гражданин также обязан соблюдать режим самоизоляции:
1. Болезнь эндокринной системы - инсулинозависимый сахарный диабет, классифицируемая в соответствии с Международной классификацией болезней - 10 (МКБ-10) по диагнозу ЕЮ.
2. Болезни органов дыхания из числа:
2.1. Другая хроническая обструктивная легочная болезнь, классифицируемая в соответствии с МКБ-10 по диагнозу J44.
2.2. Астма, классифицируемая в соответствии с МКБ-10 по диагнозу J45.
2.3. Бронхоэктатическая болезнь, классифицируемая в соответствии с МКБ-10 по диагнозу J47.
3. Болезнь системы кровообращения - легочное сердце и нарушения легочного кровообращения, классифицируемая в соответствии с МКБ-10 по диагнозам I27.2, I27.8, I27.9.
4. Наличие трансплантированных органов и тканей, классифицируемых в соответствии с МКБ-10 по диагнозу Z94.
5. Болезнь мочеполовой системы 1 - хроническая болезнь почек 3-5 стадии, классифицируемая в соответствии с МКБ-10 по диагнозам N18.0, N18.3-N18.5.
6. Новообразования из числа 2:
6.1. Злокачественные новообразования любой локализации 1, в том числе самостоятельных множественных локализаций, классифицируемые в соответствии с МКБ-10 по диагнозам C00-C80, C97.
6.2. Острые лейкозы, высокозлокачественные лимфомы, рецидивы и резистентные формы других лимфопролиферативных заболеваний, хронический миелолейкоз в фазах хронической акселерации и бластного криза, первичные хронические лейкозы и лимфомы 1, классифицируемые в соответствии с МКБ-10 по диагнозам C81-C96, D46.
В пункте 5.1. указа Мэра Москвы от 23.3.2020 так же говорится о тех гражданах, на кого не распространяется режим самоизоляции:
Режим самоизоляции может не применяться к руководителям и сотрудникам предприятий, организаций, учреждений и органов власти, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения их функционирования, работникам здравоохранения, а также к гражданам, определенным решением Штаба по мероприятиям по предупреждению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV в городе Москве.
Следующая партия ограничений в указе Собянина от 31.3.2020.
Указ Мэра Москвы от 31 марта 2020 г. N 35-УМ "О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ"
Обязать:
9.1. Граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
9.3. Граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, также не распространяются на граждан в случае наличия у них специальных пропусков, выданных в порядке, установленном Правительством Москвы.
Кульминацией ограничительных мероприятий стало введение цифровых пропусков на территории Москвы на основании указа Мэра № 43-УМ от 11.4.2020.
Указ Мэра Москвы от 11 апреля 2020 г. N 43-УМ "Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве"
3. Возможность нахождения граждан вне места проживания (пребывания) и передвижения с использованием транспортных средств (в том числе транспорта общего пользования, включая железнодорожный транспорт и метрополитен, легковых и грузовых транспортных средств) подтверждается:
3.1. Цифровым пропуском для передвижения по территории города Москвы (далее - цифровой пропуск), оформляемым в соответствии с настоящим порядком, при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Цифровой пропуск может быть предъявлен как в бумажном виде, так и в электронном виде на индивидуальном техническом устройстве (мобильный телефон или иное носимое устройство).
3.2. Служебным удостоверением, в том числе удостоверением личности военнослужащего, государственных и муниципальных служащих и лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, удостоверением судьи, адвоката, нотариуса, включая помощников указанных лиц, редакционным удостоверением или иным документом, удостоверяющим личности полномочия журналиста, удостоверением частного охранника, личной карточкой охранника. При этом граждане, следующие совместно с гражданами, имеющими служебное удостоверение, не освобождаются от обязанности иметь цифровые пропуска.
Т.е. тем, кто имеет служебные, вышеперечисленные служебные удостоверения пропуск не нужен.
4.3. Для передвижения по территории города Москвы с использованием любых видов транспорта в целях, не указанных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящего Порядка, оформляется цифровой пропуск сроком на один календарный день. Оформление цифрового пропуска для указанных целей допускается не более двух раз в календарную неделю. Для оформления цифрового пропуска гражданин обязан сообщить следующие сведения:
4.3.1. Фамилия, имя, отчество (при наличии).
4.3.2. Серия и номер паспорта или реквизиты иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.3.3. Контактный номер телефона.
4.3.4. Адрес электронной почты (по желанию).
4.3.5. Государственный регистрационный номер транспортного средства, с использованием которого осуществляется передвижение (представление данных сведений не является обязательным в случае передвижения на транспорте общего пользования, включая железнодорожный транспорт и метрополитен, и (или) легковом такси).
4.3.6. Номер электронной карты для оплаты проезда на транспорте общего пользования и услуг городских сервисов (карты "Тройка" и "Стрелка") (при наличии).
4.3.7. Цель передвижения с учетом ограничений, установленных указом Мэра Москвы.
4.3.8. Маршрут передвижения (адрес места проживания (пребывания )гражданина и фактический адрес места назначения).
5. Получение цифрового пропуска осуществляется с 13 апреля 2020 г. на основании электронной заявки гражданина на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы, по телефону Единой справочной службы Правительства Москвы +7 (495) 777-77-77 или путем отправки сообщения на специальный короткий номер 7377.
Те, кто передвигается пешком, не обязаны оформлять цифровой пропуск. (Однако сотрудники полиции требуют цифровой пропуск и у пешеходов)
11.2. Передвижение по территории города Москвы без использования транспортных средств осуществляется без оформления цифрового пропуска при условии соблюдения требований и ограничений, установленных указом Мэра Москвы.
Что мы видим?
Что ограничительные мероприятия связанные с самоизоляцией опираются на постановление Роспотребнадзора, растолковываются правительством Москвы и призывают граждан соблюдать пресловутый режим. Но постановление главного санитарного врача не говорит о введении карантина на какой-то определенной территории, не говорит он и о масштабной принудительной изоляции граждан. Оно говорит лишь о «введении ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции» и речь здесь конкретно о заболевших, контактировавших с заболевшими и лицами, прибывшими из других стран.
Указ Мэра и все последующие поправки опираются на федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ (последняя редакция)
Где в статье 4.1. п. 10 говорится о том, что: «При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и “принимать” ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». И далее говорится о дополнительных мерах, которые может вводить ответственное лицо:
а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
А в подпункте Д), о котором сегодня умалчивается, говорится о том, что:
д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, НЕ ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Т.е. режим повышенной готовности может ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, но кто обозначил границы территории, на которой существует угроза возникновения ЧС? И какой смысл в цифровых пропусках, если они не ограничивают передвижение?
В общем, по тем мерам, которые предпринимаются, мы не видим решительных действий власти по преодолению угрозы. Очевидно лишь то, что власть принудительно посадила граждан под «домашний арест» и под видом пропусков собирает личные данные граждан. Происходит грубое нарушение конституционных прав граждан, согласно статьям 23.1. ;24.1. ; 27.1.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Указ Мэра, хоть он и ссылается на федеральный закон, не может быть выше федерального закона, а тем более конституции и не вправе ограничивать права граждан. Согласно статье 55 конституции РФ, права граждан могут быть ограничены только федеральным законом, но не указом Мэра. Ни в одном законе не прописано, что можно всех поголовно запереть в квартирах.
Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Закон 68-ФЗ позволяет вводить ограничения на передвижение транспорта и граждан и может ограничить действие статьи 27 конституции РФ, но даже режим ЧП (чрезвычайного положения ) не может отменить статьи 23 и 24.
Статья 56
1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные “статьями 20,” “21,” “23” (часть 1), “24,” “28,” “34” (часть 1), “40” (часть 1), “46” - “54” Конституции Российской Федерации.
В общем, пока не введен режим ЧС или карантин, где были бы установлены границы заражения, либо не произошла какая-то экстренная ситуация, требующая введения дополнительных мер по защите населения и территорий, нет никаких законных оснований ограничивать права и свободы граждан. Тем более, что:
Правительство Российской Федерации:
а) издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение; 68-ФЗ Ст.10.
Глядя на происходящее, появляется закономерный вопрос: — почему власть не вводит режим ЧС, если действительно над нами нависла такая угроза, как говорят в телевизоре СМИ, не принимает решительные меры по борьбе с пандемией на основании закона? Ведь в законе — Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ (последняя редакция) прописан весь алгоритм действий.
Ответа два: либо эпидемии нет в том масштабе, о котором говорят СМИ, либо власть не хочет брать на себя ответственность согласно все тому же закону 68-ФЗ:
Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1. Граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ ) на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Выходит, что в режиме самоизоляции каждый сам за себя. Власть заточила миллионы граждан в своих квартирах, лишив средств к существованию, и при этом привлекает их к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции. Юридического определения понятие «самоизоляция» не имеет, но полиция инкриминирует гражданам нарушение режима самоизоляции.
Рассмотрим статьи КОАП (Кодекс РФ об административных правонарушениях) по которым привлекают граждан за административные правонарушения в период самоизоляции:
1. Статья 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.
2. Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
3. Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации.
Статья 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения
1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 20.6.1. Появилась в КОАП 1 апреля 2020 года и вступила в силу 12.4.2020. Она дополнила статью 20.6., которая касалась исключительно должностных лиц, которые не выполняют требования, нормы и правила по предупреждению и ликвидации ЧС. Теперь есть статья, которая касается всех. Статья опирается на постановление правительства № 417 от 2 апреля 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации".
Постановление Правительства ссылается на все тот же закон 68-ФЗ. В «правилах поведения» ничего не сказано про самоизоляцию и цифровые пропуска, там говорится лишь о том, что граждане обязаны выполнять решения Правительства, Правительственной комиссии, соблюдать общественный порядок, требования законодательства РФ о защите населения и территорий от ЧС, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Выполнять законные требования руководителя ликвидации ЧС, представителей экстренных служб, должностных лиц, выполнять инструкции уполномоченных должностных лиц (эвакуация, использование коллективных и индивидуальных средств защиты) осуществляющих мероприятия по защите населения от ЧС. А так же:
д) иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом "в" настоящего пункта и подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил.
Подпункты, о которых идёт речь касаются граждан, у которых имеются специальные пропуска или удостоверения разрешающие находится в зоне ЧС или пересекать ограждения обозначающее зону ЧС или опасную зону.
Как видим, статью 20.6.1. применяют сегодня к гражданам не обоснованно, не законно. В основном, положения, изложенные в постановлении, касаются должностных лиц и больше применимы к режиму ЧС.
КоАП РФ Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, - (в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ)
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
- влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (часть 2 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ)
3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.(часть 3 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ)
Статья 6.3. Так же подверглась поправкам с 1 апреля. Добавлены были два пункта 2 и 3, касающиеся ужесточения ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Если раньше штраф для физ. лиц составлял от ста до пятисот рублей, то сегодня нарушитель заплатит от 15 000 тыс. руб. Статья 6.3. опирается на федеральный закон № 52-ФЗ — Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (последняя редакция), в котором чётко прописано, кто может быть привлечён к административной ответственности и за что. И там мы не найдём такого положения, согласно которому можно оштрафовать любого гражданина, кто нарушает режим самоизоляции прогуливаясь по улице, либо не имеет цифрового пропуска. Ограничительные мероприятия, о которых идёт речь в законе, - это КАРАНТИН. В статье 31. Закона подробней:
Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин)
1. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей “решением” Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В законе № 52-ФЗ есть отсылки к постановлению № 373 от 31 марта 2020 Постановление Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 373 “Об утверждении Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
Там говорится о сборе информации о пациентах и контактировавших лицах, но речь идёт исключительно о заболевших, имеющих предписание врачей и находящихся на карантине. Далее имеются отсылки к санитарно-эпидемиологическому нормированию, профилактике инфекционных заболеваний, письму-рекомендации Роспотребнадзора от 7 апреля 2020 № 02/6338-2020-15. И все ограничительные мероприятия и ответственность за неисполнение последних, как уже говорилось выше в (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2020 г. № 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019) касаются только лишь лиц находящихся под надзором врачей и на официальном карантине. Снова видим, что привлечение граждан не находящихся под надзором врачей или находящихся на карантине и не прибывших из-за границы к административной ответственности поставьте 6.3. необоснованно и не правомерно. Здесь больше вопросов к должностным лицам, которые согласно закону № 52-ФЗ недобросовестно выполняют свои обязанности в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
КоАП РФ Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации
1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей -(в ред. Федеральных законов от 29.04.2006 N 57-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
- влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Данная статья - это последний правомерный аргумент, к которому может прибегнуть сотрудник органов правопорядка, если поймёт, что по предыдущим статьям привлечь гражданина не удаётся. Чтобы избежать привлечения по данной статье, надо вести себя вежливо, не повышать голос, постараться максимально корректно донести до сотрудника полиции вашу позицию. Главное помнить, что сотрудник полиции обязан действовать в рамках закона и внутреннего регламента. Сотрудники полиции пользуются юридической безграмотностью населения и часто превышают свои должностные полномочия, а граждане в массе своей уверены, что они обязаны выполнять любые требования сотрудников органов правопорядка. Но это совсем не так.
Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция)
Статья 1. Назначение полиции
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.
Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.
4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.
Статья 6. Законность
1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.
5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.
Эти статьи знать нужно обязательно, ибо сотрудники полиции, нередко, сами не знают своих прав и обязанностей.
От представителей власти мы должны услышать согласно закону о введении чрезвычайных мер по борьбе с эпидемией; об обстоятельствах, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; услышать обоснование необходимости введения чрезвычайного мер; нам должны были чётко указать границы территории, на которой вводится ограничительные мероприятия; о силах и средствах, обеспечивающих режим чрезвычайной ситуации; перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений; об государственных органах (должностных лицах), ответственных за осуществление мер, применяемых в сложившихся условиях; о времени вступлении указов в силу, а также о сроках действия ограничительных мероприятий. Но на деле сотрудники органов правопорядка вместо того, чтобы обеспечивать безопасность граждан в сложившихся условиях, отстаивают интересы своего начальства, установили палочную систему и игнорируют федеральные законы. Выполняют план по протоколам, наполняя карманы чиновников.
От СМИ слышим мы нагнетание ужаса и истерии, от президента истории про печенегов, видим произвол местных властей, которые загнали граждан под домашний арест и шантажируют штрафами, несмотря на то, что уже сами врачи (пульмонологии, эпидемиологи) - говорят о «перегибание палки» с введёнными мерами и необоснованности разговоров об эпидемии. А те меры, которые прописаны в вышеуказанных законах и на которые ссылаются власти, должны быть направлены на обеспечение безопасности и благополучие населения, на соблюдение прав и свобод граждан в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Мы конечно понимаем, что правовая система современной буржуазной России — это система защищающая интересы тех, кто ее создал. И то, что мы называем недостатками этой системы, для ее создателей является огромными достоинствами, пожертвовать которыми они никогда не согласятся. И все же буржуазная конституция пока ещё в рамках буржуазного закона позволяет нам отстаивать свои человеческие и гражданские права, потому что гражданские, человеческие и трудовые права закреплены там Всеобщей декларацией прав человека и обязательны не только для стран членов ООН, а для всех народов и стран. Провозглашение этой декларации стало возможным, в том числе и благодаря Советскому Союзу, как победителю и как одному из учредителей Организации Объединённых Наций.
В конце ещё раз обратимся к конституции:
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 4
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 90
3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Рабочий Крым
03.05.2020