Найти в Дзене
Русь моя.

Кабальные холопы Восточной Руси.

Нижний разряд крестьянства, уже близкий к невольникам, составляли закупни или закладни, почти то же, что кабальные холопы в Восточной Руси. Это простолюдины , попавшие во временное рабство в счет долга; численность их была очень огромная , так как в те времена многие вольные простолюдины под властью силь ных людей искали защиты от разных притеснений и разорения. Но временное рабство по большей части об ращалось в постоянное, и потомство этих закладней дела лось крепостным. Далее, при раздаче великими князьями населенных имений панам и шляхтичам, случалось иног да, что в числе жителей этих имений находились мелкие землевладельцы, носившие звание бояр. Последние попа дали таким образом в зависимость от нового пана и, не имея возможности восстановить свои права при упадке центральной правительственной власти, впоследствии об ращались почти в крепостное состояние с помянутым выше названием панцирных бояр или панцирных слуг (по второму статуту, 1566 года).

Кобальные холопы Восточной Руси.
Кобальные холопы Восточной Руси.

Жалуя населенные имения шляхте, великие князья Литовские обыкновенно, по ходатайству владельцев, ос вобождали население этих имений от разных оброков и работ в пользу государя (то есть великого князя). Крестьяне в действительности не избавлялись от оброков и повинностей; владельцы жалованных земель об ращали прежние поборы и работы в свою пользу и потом количество их еще увеличивали. Первый статут подтвер ждает свободу владельческих крестьян от всех казенных податей и повинностей, за исключением обязанности со держать дороги, мосты и чинить крепости или замки, но не дает никаких определений для крестьянских платежей и работ, отбываемых на владельца.

Первым шагом к освобождению от крепостного права или к управлению вольных крестьян с невольными был, как мы видели, земский привилей 1457 года, по которому Казимир IV запрещает привлекать поселенцев с частных имений на великокняжие и обратно. Хотя это запрещение относилось собственно к разряду людей тяг лых и давних поселенцев, однако уже по недостатку строгого разграничения подобных разрядов, силою ве щей, шляхта мало-помалу распространяла такое запреще ние и на другие классы крестьян. Вторым, еще более действительным средством закрепощения по служило усилившееся право владельческого суда. В этом отношении важное значение имеет та же жалованная литовско-русскому дворянству грамота 1457 года, по ко торой вместо требования на суд правительственных уряд ников посредством присылки децкого дается владельцу право самому представлять виновного крестьянина к пра вительственному суду

По судебнику того же Казими ра IV, изданному в 1468 г., хозяин получает уже не одно право представлять виновного на суд, но постановлять самый приговор и брать пеню в свою пользу. А к концу XV и началу XVI века великокняжеские привилеи уста навливают право суда как неотъемлемую принадлежность землевладения. За великокняжими урядниками остается только суд по важнейшим уголовным преступлениям. Древний общинный суд, производившийся на крестьян ских сходах или копах, хотя и сохранился до позднейше го времени, но уже в виде не самостоятельного судебного органа, а только для участия в предварительном розыске (доводе) по отношению к обвиняемым.