Найти в Дзене
КОРОСТИН

Конфликт между партнерами в бизнесе. Как себя вести, если ты слабее?

Оглавление

Конфликты между акционерами компаний не являются какой-то редкостью.

Возьмем, например, конфликты, которые ярко освещались в прессе, в одной из крупнейших российских компаний ГМК «Норильский Никель», крупнейшем мировом производителе никеля и палладия. Сначала контроль за компанией делили между собой М.Прохоров и В.Потанин, совместно владевшие контрольным пакетом компании. Позже В.Потанин делил компанию с О.Дерипаска. Но конфликт связанный с одним из крупнейших налогоплательщиков в стране - это вопрос не столько экономический, сколько политический. Такие конфликты – это сложные и многоходовые комбинации, коалиции и борьба кланов, вовлечение в конфликт политиков, Администрацию Президента, Правительство, и даже самого Президента.

Борьба за контроль над таким активом сопровождается информационными атаками, борьбой компроматов, техническими уловками, созданием препятствий при голосовании по важным вопросам. Например, создать условия чтобы не дать посадить самолет оппонента, чтобы он не мог присутствовать на собрании акционеров.

Конфликты в компаниях существенно меньшего уровня, проходят с меньшей информационной оглаской, так как имеют меньшее социальное значение для общества. Они могут проходить с привлечением незаконных, даже криминальных методов. Например, мы периодически слышим из выпусков новостей и криминальных хроник об убийствах того или иного предпринимателя. С одной стороны, вроде бы лихие 90-е прошли, но с другой стороны, данные методы решения корпоративных конфликтов по-прежнему имеют место быть. Как может быть по-другому, если до сих пор остаются люди, которые считают, что самый верный способ решения спорного вопроса – это работа по формуле «нет человека – нет проблемы». Убивают бизнесменов совершенно разного уровня, начиная от предпринимателей средней руки, до владельцев крупнейших холдингов.

Следует согласиться, что количество случаев с чисто криминальными решениями конфликтов существенно снизилось, по сравнению с началом 90-х. Возможно, потому что в настоящее время популярностью пользуется решение проблем с применением квазизаконных методов воздействия - посадка человека в СИЗО. В настоящее время достаточно большое количество предпринимателей сидят в СИЗО, тюрьме по разным статьям уголовного кодекса, в том числе и по пресловутой 159 статье (мошенничество). Как известно, в тюрьму очень легко попасть, даже невиновному человеку, а вот выбраться из нее крайне сложно, тем более, если ты невиновен и сидишь, а на свободе остаются люди, которые заинтересованы в этом.

Уголовное преследование стало не только инструментом по отъему собственности. Достаточно человека припугнуть уголовным преследованием, завести на него уголовное дело или посадить его на какое-то время, как он начинает быть более сговорчивым, понимает вторичность материальных ценностей перед собственным здоровьем, свободой и жизнью. Этим инструментом пользуются достаточно часто.

В большинстве конфликтов, которые переходят в публичное поле, крайне тяжело разобраться какая из конфликтующих сторон права, а какая нет. Отделить ложь от правды или полуправды не представляется возможным. Никто из сторонних наблюдателей истины скорее всего не узнает. Именно поэтому общепринято не вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов ни Власти ни журналистам, пока они не разберутся в ситуации полностью и не выслушают обе стороны. Желания это делать у Власти и журналистов не много, что дает возможность тем, кто применяет незаконные методы по отъему бизнеса, продолжать свое дело.

В связи с этим хотел бы вспомнить и согласиться с израильским переговорщиком Моти Кристаллом, выпускником Гарвардского Университета, представителя израильской стороны в переговорных процессах с Иорданией и Палестиной, человека, который руководил переговорами с террористами, который высказался о сходстве делового партнера с террористом. По его мнению, из-за угрозы жизни людей переговоры с террористами намного напряженнее, но если убрать эмоциональный аспект, то переговоры в связи с возможным поглощением, что является конфликтом – более сложный процесс.

Что же делать младшему партнеру в компании, в случае возникновения разногласий со своим старшим партнером, который обладает более серьезными финансовыми ресурсами и связями?

Нужно стараться найти путь мирного разрешения вопроса. Всегда и со всеми лучше искать неконфликтные варианты решения вопроса, а с более влиятельными партнерами тем более. Если не получается этого сделать, то необходимо в очередной раз пытаться найти такое решение, идя на уступки и убеждая в необходимости компромисса вторую сторону. Настойчивость может дать свои плоды. Но многое зависит от вас, вашего партнера, от взаимоотношений, от степени разногласий и принципиальности вопроса.

Если этот вариант не для вас, если попирается справедливость в данном вопросе,, что для вас не совместимо с нормально дальнейшей жизнью, если вопрос принципиален и ущерб от действий партнера в моральном или материальном плане выше, чем от последствий, в случае усиления конфликта с вашим партнером, то необходимо идти на обострение и показывать 100% готовность идти до конца на деле.

Безумие в глазах и действиях, готовность пожертвовать всем, даже жизнью, ради достижения справедливой цели, может остудить амбиции и притязания даже очень влиятельного человека.

Выбор не из легких. Но бизнес - это война, в мирное время и конфликты случаются. Главное, чтобы потом не было мучительно больно за сделанный или не сделанный выбор.