Найти тему
Бизнес от чайника

Налоги: оптимизация и т.п.

Одна из самых больных тем для предпринимателей - это налоги. В интернете появляются сотни предложений по оптимизации налогов и прочих "умных услугах".

Сегодня хочу поговорить об этом.

Сам я никогда не занимался оптимизацией, поскольку мой бизнес не на столько большой что бы я задумывался об этом. Но среди моих знакомых есть несколько человек, так или иначе связанных с подобными делами.

У одного относительно крупный по местным меркам бизнес с хорошими оборотами и штатом сотрудников больше сотни человек. Я никогда не интересовался его бухгалтерией, тем более, что ничего особо в ней не понимаю.

Жил он достаточно хорошо, пока в прошлом году к нему не пришла налоговая проверка. И тут начались проблемы, главной из которых было дробление бизнеса. Доначислили ему достаточно крупную сумму, да такую, что он теперь всерьез думает уходить в банкротство и закрывать лавочку.

Собственно, его история и послужила для меня поводом к написанию настоящей заметки.

Второй мой знакомый - достаточно известный практикующий юрист. Именно с ним я и поговорил о налоговой оптимизации. Вот, что он мне сказал.

1. Все существующие схемы оптимизации достаточно хорошо известны налоговикам. Поэтому использовать их можно только в очень краткосрочной перспективе. Не может быть так, что сделал одну схему и сидишь на ней несколько лет. Это напоминает мой рассказ о том, что в бизнесе нельзя сидеть на месте, а надо постоянно двигаться.

Если фирма крупная, то ею очень быстро заинтересуются в соответствующих органах.

2. Если у предпринимателя есть налоговые косяки и они вскрылись при налоговой проверке, то в 90% случаях обращаться к юристу уже поздно. Такие дела в подавляющем большинстве случаев решаются в суде в пользу налоговиков.

3. Основная ошибка многих предпринимателей (кроме той, что они долго используют одну схему) состоит в том, что при создании схемы, они не консультируются с юристами, а полагаются на бухгалтеров. Это в корне не верно. Бухгалтер не видит того, как дело будет выглядеть в суде и очень часто допускает детские ошибки. На самом деле, главным в реализации схемы должен быть юрист.

Тут, конечно, не знаю, на сколько это соответствует действительности. Возможно юрист просто пиарит себя. Но в подтверждение своей точки зрения он сослался на то, что все дела, связанные с налоговой оптимизацией, на его практике, реализовывались именно бухгалтерами, а к юристу обращались уже на стадии налоговой проверки.

4. Оказывается есть такая интересная вещь, как налоговый комплаенс. Предприниматель нанимает юридическую фирму, которая изучает имеющиеся риски и выдает предложения по их минимизации. С его слов - процедура достаточно полезная, но позволить ее себе могут не все. Кроме того, в его практике, она периодически бывает связана с противодействием со стороны бухгалтерии, поскольку бухгалтерам не нравится то, как рушат их схемы. Хотя там где адекватный бухгалтер, ко всем выявленным недостаткам относятся с пониманием.

5. Ну и по поводу недостатков. Он сказал, что все недостатки, связанные с налоговой оптимизацией, являются типовыми. Поэтому налоговики их без проблем находят. Это минус. Плюс состоит в том, что они хорошо знакомы и практикующим юристам. Поэтому своевременное обращение помогает их устранить и минимизировать негативные последствия.

Так что, рекомендую всем проверить свой бизнес на налоговые риски.

____________

Спасибо, что уделили время этой публикации.

Подписывайтесь на мой канал и ставьте "плюсики".

Большая просьба писать в комментариях темы, которые Вы хотели бы обсудить.