Найти тему
Понятное Прошлое

Что дало толчок к возрождению европейских городов в Средние века и почему в Италии появились коммуны.

Вместе с крушением Западной Римской Империи сошел со сцены и типовой формат города - административная единица, контролировавшая сбор налогов и работу имперских чиновников, и имевшая необходимую инфраструктуру для постоя армии - все это стало не нужным новым хозяевам Европы, германским племенам франков, готов и бургундов. Города на многие столетия пришли в упадок и забвение, но уже к IX веку н.э. в них стала потихоньку просыпаться жизнь. Поводом этому послужило формирование избыточного продукта производства сельскохозяйственных угодий и скотоводства, в первую очередь - текстиля, шерсти, продовольствия, которые охотно выставляли на продажу и обмен соседям. К этому обмену охотно присоединилась церковь - монастыри поставляли свою продукцию на те же рынки и ярмарки, что лендлорды и городские ремесленники.

Торговля вдохнула жизнь в города, но это был лишь первый шаг - в первую очередь торговые отношения стали развиваться в тех селениях, что располагались у побережья или у крупных речных артерий. Ремесленные и торговые кварталы - вот что в первую очередь строилось в набиравших популярность городах, центром городов стали постоянные ярмарочные площади, вокруг которых немедленно устраивались мастерские и лавки, графы и епископы, в чьем ведении был город, также обеспечивали постройку складов для хранения больших объемов товаров.

Уже в VIII веке н.э. Фландрия стала ведущим европейским суконным центром - фламандские ткани пользовались большим спросом и были достойны того, чтобы Карл Великий отправлял их в качестве даров другим царям и королям. С одной стороны, Карл Великий, объединивший значительную часть Европы под своей короной, чем обеспечил рост торгово-экономических связей, благоволил городам и торговле, но с другой, нанес им сильнейший удар - следуя духу и букве христианского учения император накладывает строгий запрет на ростовщичество. Без капитала масштабы торговых отношений никак не могли перейти достаточно небольшой уровень. Но предприимчивые дельцы вскоре нашли выход из ситуации - в ход пошли различные займы под дело, а то, что полагалось в качестве процентов было лишь долей от успеха.

Карл Великий был категорически против ростовщичества и наживы в торговле
Карл Великий был категорически против ростовщичества и наживы в торговле

Империя Карла Великого продержалась не так долго и вскоре была поделена на три части его сыновьями, и местные графы, видя экономический рост от торговли с которой они взимали немалые пошлины и сборы, не были заинтересованы пресекать эту деятельность, а высшая власть в лице троих братьев была больше занята борьбой за наследство отца, чем контролем исполнения его решений. К X-XI векам в Британии и на северо-востоке Галлии действует целый ряд чисто торговых городов. Коммерция оставила отпечаток в названии многих британских городов - купеческие кварталы в германском языке именовались "wiks", от чего произошла соответствующая приставка в английском языке "wich" - Гринвич, Ипсвич, Норвич и иные были вовлечены в торговые отношения со всей Европой. Графы и бароны начинают конкурировать друг с другом за более привлекательные торговые площадки - для прибывающих создают инфраструктуру для отдыха, досуга, а также обеспечивают защиту.

-3

Несмотря на бурный рост и развитие городов на северо-востоке Галлии и в Британии, ни один из них не мог приблизиться к величию и богатству городов Италии. Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция - лишь часть тех поселений, что уже к XII веку опережали свое время и по богатству, и по укладу жизни. Эти города также как их северные сородичи жили торговлей, но только масштаб ее был шире - венецианские и генуэзские купцы вели дела с Востоком и доставляли в самое сердце Европы такие редкие и ценные товары, как специи, красители, шелка, серебро, золото, украшения и т.д. По сути крупные итальянские города сформировали новый полноценный и устойчивый формат экономики, который не зависел от земли и урожаев. Однако, опять же, для Европы XII века это было исключением. Итальянские богачи в какой-то момент перестали сами путешествовать со своими товарами, вместо этого к себе на службу они брали торговых агентов и открывали свои представительства от Ближнего Востока до Британии.

Еще одним исключением стало то, что в отличие от северных городов, в Италии никто особенно не посягал на богатство этих поселений. Этому послужило две причины. Первая - политический и экономический (в широком смысле) центр Европы находился на севере, там графы, бароны и короли чутко бдили за тем, как обстоят дела на их территориях, а Италия для них была самым дальним и не особо привлекательным уделом. Большинство королей лишь изредка посещали Италию - принимали помазание в Риме от Папы и решали какие-то общие дела. Второе - Италия представляла собой клубок сложнопереплетенных административных единиц, где порой с большим трудом можно было установить фактическую принадлежность какой-то территории тому или иному графу, церкви и т.д. В условиях такой "неразберихи" наиболее активными и расторопными оказались церковь и сами граждане богатеющих городов. И если церковь стала активно захватывать земли и затем раздавать их своим сторонникам и поданным, создавая тем самым что-то вроде альтернативной власти, то в городах жители брали управление в свои руки, дабы и дальше развивать успех.

-4

В условиях, когда высшая и центральная власть игнорировала итальянские города, а церковь была сосредоточена на захвате земельного фонда, в городах к власти пришли режимы, получившие название коммун - во главе стояло объединение влиятельных жителей города, которые приносили клятву служить своему городу и его развитию. За порядка 60 лет с 1080 по 1140 гг. такое правление утвердилось в Пизе, Милане, Парме, Риме, Генуе, Вероне, Болонье, Флоренции и т.д. Коммуны не имели никакой легитимности со стороны королей или Папы. Как и любая власть, коммуны в первую очередь стремились обезопасить себя и потому в первую очередь в городах под их управлением ведется строительство защитных укреплений и формирование гарнизона, который содержали сообща самые богатые члены города. Если бы древний грек на миг перенесся из своего полиса в, например, Болонью, он в целом узнал знакомый формат существования отдельного города-государства, управляемого собранием достойных мужей.

-5

Первым, кто осознал и возмутился сложившимся в североитальянских городах положением стал император Фридрих Барбаросса - в 1154 году он, следуя старинному обычаю, пересек Альпы и ступил на итальянскую землю, дабы короноваться в Риме. Города, попадавшиеся ему на пути, искушали своим богатством и раздражали самовольностью. В итоге в конце 1150-х гг. Фридрих вернулся с мощной армией в надежде восстановить власть и заодно поживиться накопленным богатством. После того, как пал Милан, Венеция, как в свое время греческие Афины, сформировала коалицию из большинства североитальянских городов - частная союзная армия бросила вызов имперским силам императора и...победила! В 1176 году Фридрих был окончательно разбит при Леньяно, а в 1183 году он формально закрепил достижения городов - им была дарована автономия в обмен на уплату имперского налога. После смерти про налог достаточно быстро забыли, а вот автономией пользовались без малого три столетия.

Читайте также:

- Деградация римских городов в Европе после падения Империи. И варвары тут далеко не главная причина.

- Кавказская Албания - древняя родина Азербайджана. Государство, сумевшее пережить Античный Рим и Персидскую Империю.

- Древние германцы постоянно мигрировали, и дело не в климатических условиях.

Все изображения взяты из открытых источников и принадлежат их правообладателям.