/Большое интервью для "Уездного города N"/
Часть 3.
=======================================
Половина программы - песни «Наутилуса», половина - песни «Кино» и одна песня «Девушка по городу шагает босиком...». Промоутеры пишут крупно — ПЕСНИ ГРУППЫ «НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС» и мелко-мелко - в исполнении группы «Ю-Питер» ВЯЧЕСЛАВА БУТУСОВА. В результате, что видит человек на афише? Наутилус Помпилиус, Вячеслав Бутусов. Они ж не дураки, им же нужно билеты продавать. Никуда этот «Летучий фрегат» не денется. Этот призрак, он будет преследовать всегда. Пока мы живы, с этим бесполезно бороться.
======================================
А.Ю.: Это переход к гитарной музыке второго состава, с Джавадом, Беляевым, он чем был обусловлен? Это принципиальное решение или просто исходили из того, что нет клавишников и саксофонистов, а есть гитаристы...
Е.Б.: Это было принципиально. Так объелись этого клавишного состава, который был в конце 80-х. Там было два таких персонажа, которые не вписывались. Это Вова Назимов — барабанщик «Урфин Джюса». Мы с ним вместе играли. Мы с ним вместе играли в другой группе!(смеётся) Удивительное рядом. И второй - ваш покорный слуга. Такие люди, которые никакого отношения к ресторанной музыке не имели. Да и вообще к музыке отношения не имели, потому что ни у Вовки нет музыкального образования, ни у меня. Вову взяли как шикарного барабанщика, а меня взяли как...в общем Хоменко сказал : «Давай возьмём его, Славе же нужно с кем-то бухать коньяк...» А о том, что они не могли собрать программу очень долго, все такие навороченные, с училищами, консерваториями. Действительно не могли, потому что они не знали, как эту музыку делать. Мы играли у Положенцева в ДК Свердлова, была такая группа «Нежность», он нас пустил в репетиционную комнату, и мы буквально за неделю, после того как меня всё-таки взяли, собрали программу и поехали в гастроли. Собственно им, этим музыкантам, это только и надо было. Они хотели поехать в гастроли, когда народ прёт, когда по три концерта, а то и по десять. Это им нравилось. Я считаю, что я свою роль сыграл — собрали программу, программа была крепкая, хорошая. Потом нужно учитывать, что с песнями типа «Ворота, из которых я вышел», как их сделать так, чтобы можно было их отыграть на сцене БКЗ, например? В общем, непросто, но я рад, что мы этот альбом сделали тогда. Спасибо Славке Бутусову за то, что я вступил в эту реку кучу раз, и как мне сказала Настасья : «Ты не зарекайся, всё ещё может быть... и не один раз».
А.Ю.: Этот второй гитарный состав играл достаточно брутальные песни, но там ведь были и довольно изысканные вещи - «Прогулки по воде» и «На берегу безымянной реки»...
Е.Б.: Слушай, вот эти две песни — это притча во языцах. Слава их вообще не хотел вставлять в альбом. Это примерно та же история, которая, спустя годы, повторилась с песней «Аргентина- Ямайка 5:0», которую Шахрин не хотел вставлять, но парни с лейбла сказали, что мы не будем выпускать новую пластинку без этой песни. Там была примерно такая же история. Песни не складывались, не вписывались в альбом. Альбом был мрачный , жуткий. Славе это нравилось. Он, например, одну песню больше всего любил «Морской змей». Вот представь, весь альбом был бы такой. Кто бы его купил? И тут я понял, что нужно что-то делать. Я сделал аранжировки, сначала «Прогулки по воде». Я сказал Алику, что это должна быть простая песня. Сказал Гоге, чтобы он играл просто ноты, мы её сделали на саунд-чеке и на концерте сразу играли. Что касается «На берегу безымянной реки», то она у нас называлась «Ламбада». Она настолько не шла, ни туда. ни сюда. Я сказал: «Слава, ты автор полотна, ты скажи, как ты её видишь». Он говорит : «Она должна быть... ну как ламбада». Всё! Мне этого было достаточно. Тут же буквально мы её сделали. Мы тогда репетировали в ЛДМ, там какой-то конференц-зал, мы там разобрали кресла и играли. В этом альбоме песни все хорошие, но именно эти две стали таким крюком, который всех зацепил. Так что, если собираетесь выбрасывать песни из альбома, поищите сначала тех, кто с ними может хоть что-нибудь сделать, а потом выбрасывать будете ,если не получится. Скорее всего, получится.
А.Ю.: Хочется понять всё-таки, Наутилус придумывал аранжировки вместе или часть коллектива была сосредоточена исключительно на исполнении законченных произведений? То есть, кто-то кому-то говорил играй то-то и то-то ? Вопрос, возможно некорректный...
Е.Б.: Эх! Мне очень легко на него ответить, потому что когда я приехал сюда в 1990 году, меня Слава в аэропорту встретил. Это был май, я приехал на подмогу. Они отыграли до этого концерт в Екатеринбурге, и в городе все были, мягко говоря, озадачены. Люди не поняли.
А.Ю.: Там, говорят, Джавад 5 минут только вступление играл...
А.Ю.: Да, он привёз гонг. Ну, дурдом! А Слава меня попросил : «Ты какие-нибудь сделай заметочки, а потом мне скажешь». Я уже тогда был опытный, знал, что если тебя не спрашивают — ты не сплясывай, а если уж спросили, тогда скажи по делу действительно, что есть. И я ему огромный список представил. Ты спросил, я ответил! Он меня тут же выписал в Таллин. Я думал, он просто хотел, чтобы я посмотрел, изменилось ли что-нибудь. Там ничего не изменилось. После этого он сказал : «У нас база в Коломягах, приезжай, будем работать». Надо было как-то решать проблему — Саша Беляев тогда уже играл, а я с ним был знаком ещё через «Телевизор» с давних времён, с середины 80 — х. Я говорю : «Сань, ну что будем делать? Они все ждут, что мы будем бить друг другу морды». Поэтому, если кто-то рассказывает, что у нас с Сашей Беляевым были плохие отношения — чушь собачья!
А.Ю.: Это Вы о книжке «Введение в Наутилусоведение»?
Е.Б.: Да пошла она, эта книжка! Этот там , где Джавад меня поносит последними словами?
А.Ю.: Там написано, что он ушёл из группы из-за Вас.
Е.Б.: Это не так. Джавад ел у меня с руки и всячески облизывал меня, но, когда ушёл, почему-то написал у Кушнира в книжке вот такую лажу. Мы же издевались над ним, когда он ушёл на большие хлеба к покойному Талькову. Мы, естественно, не могли этого не отметить. И вот когда ,например, открываются двери лифта в городе Минск, и там стоят Джавад с Тальковым, мы говорим : «Попса!». Ну и так далее, всячески издевались. Он потом решил отомстить, ну и Бог ему судья. Аллах ему судья, Аллах ему акбар! Ну, да ладно. Первый человек, который конструктивно отнёсся, был Саша Беляев, мы когда ездили по гастролям, много вместе гуляли. Самое главное, что мы сели друг перед другом , как Леннон с Маккартни, и стали разбираться. Самое типичное для нас с Сашей - это песня «На берегу безымянной реки». Когда меня спрашивают: «А где играешь ты? А где играет Саша?» - значит мы своей цели достигли! Мы сумели вместе сплести те кусочки, которые играли. И сейчас многие пытаются делать каверы, мне звонят и говорят: «Это что такое? Как это играть?» Я говорю : «Да Господи, включайте Скайп, я вам покажу». И только тогда дело движется. Так что Саша Беляев прекрасен! Он вместо того, чтобы тащить одеяло на себя, наоборот принял меня с большой душой, и я ему за это благодарен. Мы до сих пор дружим. Он молодец. Гога ерепенился. Он играл тогда в очень продвинутом коллективе «Петля Нестерова», мы для него приехали чёрт-е откуда, из Кислодрищенска. Он тоже пытался показать, что он крутой, но его вылечило, вот что. Мы однажды сидели в бане, тогда мы играли «Бриллиантовые дороги» в гитарной аранжировке, и вот на всей громкости банщик, наверно решил приколоться, включил «Бриллиантовые дороги» в нашей старой аранжировке. Гога как вскочит, говорит: «Что это?!» Я говорю: «Это наша старая аранжировка». Он с тех пор стал как нужно играть даже «Гуд бай Америку». Он всё время изображал Mick Karn. Это такой басисист, который играет очень круто, и он пытался его изображать. Я ему говорю: «Хватит Mick Karn изображать! Это простая песня - два прихлопа, три притопа» Всё! Гога влился тоже. Это была хорошая группа, особенно, когда ушёл Джавад и пришёл Алик Потапкин, с моей подачи, естественно. Алик тогда оказался нигде и никак, мы его хвать, и он сразу стал играть. Этот подвиг он совершил дважды, в первый раз с Наутилусом, второй раз - с Настей, когда он играл с «Аквариумом». Он пришёл, и мы отрепетировали 43 песни за один раз! И он играл с нами. Он играл в двух группах в течение 7-ми лет! Твою мать, он - гений. Наше слабое место было в том, что уже в те времена у Славы была какая-то болезнь психики, когда он понимал, что это «беличье колесо» (в данном случае звучит двусмысленно) когда нельзя останавливаться, оно его доконало. Он очень страдал последние гастроли, а потом нас выкинули. Сашку вообще выкинули зря, потому что когда приехал Кормильцев, у которого я хотел урезать зарплату (он не участвует с нами ни в записях, ни в концертах, ни в чём, а деньги мы ему мешками возим), а он наоборот приехал, чтобы её увеличить. Он спросил : «Кто против?» Я был единственный против, а Сашку - за компанию, хотя он ни в чём ни виноват.
А.Ю.: Утверждают, что Вам давали какие-то черновые записи для создания аранжировок, и Вы их с Беляевым не сделали...
Е.Б.: А вот этого я Славе не прощу никогда. Когда был написан материал для «Титаника», он действительно дал мне демокассету и сказал : «Давай». Я сделал аранжировки и сижу жду, а они уже в Екатеринбурге записывают и меня никто не зовёт.
А.Ю.: Записывали с Вадимом Самойловым...
Е.Б.: Там был Вадик, там был Могилевский...
А.Ю.:Гога...
Е.Б.: Гогу пригласили на одну песню просто из жалости. А я понял, что меня не позовут. Я до сих пор крайне негативно отношусь к тому, когда тебе дают что-то делать, не рассчитывая на результат. Однажды я поучаствовал в написании музыки для кино. Мне заказали, я написал, а потом оказалось, что я участвовал в тендере с какими-то московскими музыкантами. И даже пусть они лучше меня и победили законно, но меня-то надо было предупредить. Я никогда ни в каких тендерах, ни в каких соревнованиях не участвовал. Вы меня либо берёте, либо не берёте. А со Славой получилась такая история — он мне демку дал, я аранжировки сделал, а на записи они не пригодились. Ничего страшного, они у меня есть, когда-нибудь я их реализую, но всё равно это было неприятно. Так не делается. Я думаю, что Славка тогда был под глубоким влиянием кого угодно. Его собственные мозги тогда работали не очень, я в этом убеждён. Первый-то раз та же история была, когда мы возвращались из Финляндии в 1988 году по-моему, в тамбуре зашёл разговор со Славкой, что надо вернуть Димку Умецкого обратно. Он говорит : «Хорошо, только ты лети в Екатеринбург обратно, а я с ним сам поговорю». И всё. В результате прилетает Дима Умецкий и говорит : «Егор, ты уволен». Ничего себе! Ни ты меня брал — ни тебе меня увольнять. Прилетают они вдвоём, Слава молчит, Дима повторяет ту же фразу - «Ну вот теперь», говорю - «Я уволен». Они уехали записывать «Титаник», и никто мне ничего не сказал, и я понял, что я уволен. Сам я ничего не выяснял, я два раза на одни и те же грабли не наступаю. Моя главная ошибка в том, что когда я прихожу в коллектив, я принимаю его, как свою семью, считаю, что я могу приносить туда новые творческие идеи, влиять на процесс. Больше я её не допущу никогда! Или буду оговаривать на берегу — Вы меня для чего берёте? Коньяк пить? Исправить ваши поганые аранжировки? Объясните задачи. А так я-то думал, что раз я приехал - значит работаем. Во многих коллективах чехарда происходит, это значит, что семья не образуется. А вот «чайфы», например, - вот это семья. Там тоже замены были. Сейчас играет наш басист Слава Двинин, но всё равно - это семья, и отношения там такие старообрядческие. Там все друг друга любят и уважают, и всячески поддерживают, а не так, что вот у нас есть звезда. Я каждый раз смеюсь, когда прохожу через бизнес салон, когда вот здесь вот сидит Константин Евгеньевич Кинчев, а вот здесь Серёга Чиграков, а все музыканты сидят в эконом классе. Может быть, в этом какой-то смысл и был, когда на тебя вешались люди, мешали отдыхать, а сейчас-то что? Знаешь анекдот про неуловимого Джо?«Слыхал про неуловимого Джо? А почему его зовут неуловимым? Его никто не может поймать? Нет. Он просто .....никому не нужен». Когда я вижу отделение «звезды» от остального коллектива — это признак ненормальных отношений. Такое возможно, с этим многие группы живут и нормально себя чувствуют, но составы у них постоянно меняются. И ни один из музыкантов, ты должен меня понять, не успевает проработать в группе столько, чтобы начать приносить что-то полезное. Они играют лишь бы-лишь бы, потому что знают, что их сменят всё равно.
А.Ю.: Известно, что в Наутулусе периода «Титаника, «Крыльев» были разные гримёрки у Славы и у музыкантов, а как было когда, Вы играли в группе?
Е.Б.: Тогда всё было нормально, и все были вместе. Он ездил с нами в одном вагоне, забирался на верхнюю полку и спал. Всё было демократично и по-честному.
Е.Б.: Как не вернулся?! Половина программы - песни «Наутилуса», половина - песни «Кино» и одна песня «Девушка по городу шагает босиком...». Промоутеры пишут крупно — ПЕСНИ ГРУППЫ «НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС» и мелко-мелко - в исполнении группы «Ю-Питер» ВЯЧЕСЛАВА БУТУСОВА. В результате, что видит человек на афише? Наутилус Помпилиус, Вячеслав Бутусов. Они ж не дураки, им же нужно билеты продавать. Никуда этот «Летучий фрегат» не денется. Этот призрак, он будет преследовать всегда. Пока мы живы, с этим бесполезно бороться.