Тематическую неделю, посвященную подвескам королевы Анны Австрийской из романа "Три мушкетера" в изобразительном искусстве, я закрываю реальным украшением, сохранившимся до наших дней, которое было вдохновлено именно Дюма. Впрочем, оно вполне новое, середины 20 века, ничего нет странного в том, что оно сохранилось.
Новое, но невероятно роскошное. Это "Подвески королевы" и принадлежали они баронессе Ротшильд.
Создатель этого украшения -- ювелир Фулько ди Вердура (1898-1978), итальянец, который родился в весьма аристократической семье. Насколько аристократической? Его полное имя -- Фулько Сантостефано делла Серда, герцог Вердура и маркиз Мурата ла Серда, дальше -- только в роялти лезть.
Денег, впрочем, титулы в 20 веке не особо приносят, так что Фулько достаточно рано стал ювелиром. Он познакомился с Шанель в середине 1920-х, и она пригласила его работать в свой Дом. За следующие 8 лет он создал те украшения (бижутерию) от Шанель, которая стала культовой (например, мальтийский крест). В 1939 году он открыл собственный бренд. В 1941 году создал коллекцию с Сальвадором Дали. В общем, звезда.
В 1958 году барон Ален де Ротшильд (1910–1982) приобрел у Фулько ди Вердура это украшение, вдохновленное романом Дюма и названное "Подвески королевы". Это брошь, вернее, деван-де-корсаж (devant de corsage). Она сделана из изумрудов, бриллиантов и сплава платины (platinhumand). Длина 16 см. Длина цепочки: примерно 10,5 см. Общий вес брутто: 119,1 г, вес изумрудов: 297,85 карат, вес бриллиантов: 13,34 карата. Украшение раздельное, все детали можно носить отдельно, как гарнитур.
Барон подарил его своей супруге Мари (1916-2013), урожденной Mary Germaine Nathalie Chauvin du Treuil. О ней пишут, что она была очень красивой, изысканной, элегантной и доброй дамой (но Ротшильды на других вроде и не женятся, только на отборных).
Баронесса скончалась в 2013 году, не дожив трех лет до своего столетнего юбилея. В 2015 году её украшения, шубы и наряды от Баленсиаги были проданы на благотворительном аукционе у Drouot, целью которого был сбор средств для Mémorial de la Shoah (Холокоста) под председательством ее сына Эрика де Ротшильда.
"Подвески королевы" выставлены на этом аукционе с эстимейтом 80-120 тыс. евро (мне кажется, немного за такую красоту и крупные камни). В следующем году их кто-то перепродавал на антикварной ярмарке TEFAF в Нидерландах (вот видео от дилера Hancocks).
Ну а кто сегодня владелец эдакой красоты -- неизвестно...
***
Первый пост цикла про подвески посвящен герцогу Бэкингему и его украшениям. Второй пост рассказывает о том, как подвески изображали советские и американские реквизиторы. Третий о том, чем, быть может, они вдохновлялись -- роскошными бриллиантовыми бантами. А четвертый о том, как это показали во французском кино, и наконец сделали это без ошибок. Пятый пост о том, как Анна Австрийская на самом деле носила подвески, судя по портретам. В шестом вы можете увидеть реальные украшения крупным планом, на испанских портретах, и как их точно носили.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.