Найти тему
Шакко: об искусстве

Ротшильды и изумрудные подвески королевы

Тематическую неделю, посвященную подвескам королевы Анны Австрийской из романа "Три мушкетера" в изобразительном искусстве, я закрываю реальным украшением, сохранившимся до наших дней, которое было вдохновлено именно Дюма. Впрочем, оно вполне новое, середины 20 века, ничего нет странного в том, что оно сохранилось.

Новое, но невероятно роскошное. Это "Подвески королевы" и принадлежали они баронессе Ротшильд.

Fulco di Verdura,"Les ferrets de la Reine", Paris, 1958. Hancocks, TEFAF Maastricht, 2016
Fulco di Verdura,"Les ferrets de la Reine", Paris, 1958. Hancocks, TEFAF Maastricht, 2016

Создатель этого украшения -- ювелир Фулько ди Вердура (1898-1978), итальянец, который родился в весьма аристократической семье. Насколько аристократической? Его полное имя -- Фулько Сантостефано делла Серда, герцог Вердура и маркиз Мурата ла Серда, дальше -- только в роялти лезть.

Денег, впрочем, титулы в 20 веке не особо приносят, так что Фулько достаточно рано стал ювелиром. Он познакомился с Шанель в середине 1920-х, и она пригласила его работать в свой Дом. За следующие 8 лет он создал те украшения (бижутерию) от Шанель, которая стала культовой (например, мальтийский крест). В 1939 году он открыл собственный бренд. В 1941 году создал коллекцию с Сальвадором Дали. В общем, звезда.

В 1958 году барон Ален де Ротшильд (1910–1982) приобрел у Фулько ди Вердура это украшение, вдохновленное романом Дюма и названное "Подвески королевы". Это брошь, вернее, деван-де-корсаж (devant de corsage). Она сделана из изумрудов, бриллиантов и сплава платины (platinhumand). Длина 16 см. Длина цепочки: примерно 10,5 см. Общий вес брутто: 119,1 г, вес изумрудов: 297,85 карат, вес бриллиантов: 13,34 карата. Украшение раздельное, все детали можно носить отдельно, как гарнитур.

Барон подарил его своей супруге Мари (1916-2013), урожденной Mary Germaine Nathalie Chauvin du Treuil. О ней пишут, что она была очень красивой, изысканной, элегантной и доброй дамой (но Ротшильды на других вроде и не женятся, только на отборных).

Баронесса скончалась в 2013 году, не дожив трех лет до своего столетнего юбилея. В 2015 году её украшения, шубы и наряды от Баленсиаги были проданы на благотворительном аукционе у Drouot, целью которого был сбор средств для Mémorial de la Shoah (Холокоста) под председательством ее сына Эрика де Ротшильда.

"Подвески королевы" выставлены на этом аукционе с эстимейтом 80-120 тыс. евро (мне кажется, немного за такую красоту и крупные камни). В следующем году их кто-то перепродавал на антикварной ярмарке TEFAF в Нидерландах (вот видео от дилера Hancocks).

Ну а кто сегодня владелец эдакой красоты -- неизвестно...

***

Первый пост цикла про подвески посвящен герцогу Бэкингему и его украшениям. Второй пост рассказывает о том, как подвески изображали советские и американские реквизиторы. Третий о том, чем, быть может, они вдохновлялись -- роскошными бриллиантовыми бантами. А четвертый о том, как это показали во французском кино, и наконец сделали это без ошибок. Пятый пост о том, как Анна Австрийская на самом деле носила подвески, судя по портретам. В шестом вы можете увидеть реальные украшения крупным планом, на испанских портретах, и как их точно носили.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.