Осада и взятие Аварика (Бурж) и действия во время и после него 52 год до н.э.
Сегодня хочу рассказать Вам дорогой читатель об одном из многочисленных походов Цезаря.
После взятия города Новыдун ( селение Nenvi). Цезарь решился осадить Аварик (Бурж), значительнейший город битуригов, обещая себе, со взятием его, покорить весь окрестный край.
Тогда Верцингеторикс составил план действий, который приносил большую честь его военным дарованиям. Он начал действовать против Цезаря совершенно иначе, чем Галлы действовали против него. А именно не боем в открытом поле, а разорением и опустошением страны, нападая на тыловые обозы - продовольствия и фуража, и лишения способов добывания их, особенно фуража, в котором крайне нуждалась его многочисленная конница. Это должно было вынудить римлян к дальним фуражировкам, во время которых галлы могли их разбивать по частям. Словом - Верцингеторикс , имея сам в тылу за собой нетронутый край. хотел выморить римлян голодом , избегая боя с ними, разбивать их по частям. Этот план Верцингеторикса, хотя и жестокий в отношении к собственной стране, заслуживает особого внимания в отношении к противодействию римлянам.
Действительно, он вскоре оказал на них свое внимание. Более 20-ти городов в землях битуригов ( галльское племя в Аквитании ) и селения в окрестностях Аварика были сожжены. Аварик, по просьбе жителей его, был пощажен, потому что имел выгодное для своей обороны место положения. Верцингеторикс расположился в 20-ти верстах от него в укрепленном лагере, ежедневно имел свежие сведения о ходе осады разведывать окрестности, особенно места римских фуражтровок, и где только можно было, нападать на фуражиров.
Аварик со вех сторон был окружен рекой и болотами между которыми вел только один узкий подступ. Тут Цезарь приказал построить высокое земляное укрепление, прикрытое навесами, и две башни. Но в продовольствии и фураже стал оказываться все больше и больше недостаток, так что войска по несколько дней оставались без хлеба и зерна. Однако они переносили все лишения с необыкновенным терпением и мужеством, и ни разу не жаловались. Цезарь предложил им, если лишения слишком тягостны для них, снять осаду. Но все они просили его не делать этого,говоря, что с тех пор, как состояли под его начальством, никогда еще не покрывали себя стыдом и заканчивали все до конца. С такими войсками, чего не мог совершить такой полководец?
Осадные работы производились так скоро, как было возможно. Между тем была получена информация, что Верцингеторикс приближался к Аварику, и со своею конницей и легкой пехотой расположился в засаде близ того места, мимо которого римские войска должны были идти на фуражировку. В следствие того, Цезарь ночью, соблюдая строгую тишину, двинулся большей частью армии к лагерю неприятельского войска и поутру подступил к нему. Галы тот час, отослали свои тяжести назад в лес, а сами выстроились на возвышенной местности, окруженные болотистой лощиной, футов 50 ширины, на которой сломали мосты, а броды плотно заняли войсками. Цезарь, убедившись, что напасть на них в такой местности нельзя было без большого урона, отступил в свой лагерь - и поступил благоразумно осторожно. Можно было бы только заметить, что он избавил свою армию от напрасного передвижения туда и обратно, если бы предварительно разведал место положения лагеря галов, лично с конницей, но тогда уже не возможно было бы неожиданное нападение, которое он имел ввиду.
По отступлении его, Верцингеторикс вернулся из своей засады и был встречен всеобщим неудовольствием и даже обвинением в измене за то, что взял с собой всю конницу, приблизился к римлянам, покинул свое войско и подверг его опасности нападения. Но он собрал военный совет и так убедительно доказал побудительные причины своих поступков, что возбудил восторг своего войска и восстановил доверие его к нему.Этот случай любопытен тем, что служит сравнением обоих полководцев и их войск одновременно.
Осада города производилась с большими трудностями со стороны римлян, а оборона его - с не меньшим искусством со стороны осажденных. Между тем наступили дожди и холодная погода, и осажденные решили бежать из города к войску Верцингеторикс, но не имея возможности ни взять с собой, на беду свою,потому что вскоре после того Цезарь взял город удачно произведенным приступом и из 40 000 жителей его спаслись не более 800, а все остальные погибли.
Затем Цезарь снабдил свою армию найденным в Аварике продовольствием и хотел с наступлением весны, или выманить войска Верцингеторикса из его лесов и болот, либо окружить и обложить в них. Но эдуиты призвали его к себе для решения возникающего между ними раздора. Пойти к ним, прервать начало своих военных действий, было для Цезрая несвоевременным и опасным; но он решился на это, не желая, чтобы в тылу за ним были склоки, которые могли подать повод к вмешательству Верцингеторикса. Поэтому он отправился лично к эдуитов и разрешил раздор между ними, пообещав большие награды после войны, потребовав от них всю конницу и 10 000 человек пехоты, которую хотел расположить постами (этапами) до своей армии, для обеспечения подвоза к ней продовольствия, что для него было бы важно и полезно, если бы было исполнено.