Найти в Дзене

Знакомство с нотами на бумаге. Ключевые и случайные знаки.

Оглавление

Ключевые знаки

Чтобы расширить возможности исполнительского мастерства и научиться читать ноты в разных тональностях, познакомимся с понятием ключевые знаки. Очевидно, что ключевые знаки - это знаки, стоящие при ключе, в начале нотного стана. Для каждой тональности существует определенный набор ключевых знаков - диезов или бемолей. Эти две системы представления высоты звуков являются взаимоисключающими. Таким образом тональность может быть "бемольной" или "диезной".

Порядок ключевых знаков

Знаки альтерации записываются на линейках нотного стана по тому же принципу, что и сами ноты. В записи ключевые знаки всегда имеют следующий порядок:
1. Диезы - фа, до, соль, ре, ля, ми, си
2. Бемоли - си, ми, ля, ре, соль, до, фа

Найти здесь логику очень просто - одна и та же последовательность звуков, если мы читаем их слева направо - соответствует диезам, и она же при прочтении наоборот, справа налево - соответствует бемолям.

Порядок ключевых знаков, слева - диезы, справа - бемоли в скрипичном ключе.
Порядок ключевых знаков, слева - диезы, справа - бемоли в скрипичном ключе.

Важно понимать, что это некое общее правило, описывающее порядок выставления знаков при ключе. Самые простые тональности До- мажор и Ля минор не имеют ключевых знаков. Чтобы перейти к следующей паре тональностей, нужно просто добавлять один ключевой знак из этой последовательности.

Разберемся с диезными тональностями. Первая пара диезных тональностей (Соль мажор и Ми минор) имеет один ключевой знак - и это фа диез из выше приведенной схемы. (Если у вас возник вопрос, откуда я взяла названия тональностей, - постарайтесь сейчас не думать об этом, потому что это совсем другая история под названием "кварто-квинтовый круг".) Если мы выставляем следующий ключевой знак - до диез, то уже имеем дело с тональностями Ре мажор и Си минор. Три диеза при ключе - фа диез, до диез и соль диез дают нам тональности Ля мажор и Фа диез минор. Думаю сейчас не стоит продолжать список до перечисления всех семи диезов, главное что мы поняли смысл правила: знаки добавляются по одному в строгом порядке.

Тот же принцип работает на бемоли: добавляем один знак, - получаем пару новых тональностей!

Ключевые знаки действуют на весь нотный текст, до конца произведения или до момента их отмены. Поэтому, исполняя произведение мы всегда вынуждены "держать их в голове".

Случайные знаки

Когда у нас уже есть ключевые знаки, в некоторых тактах могут появиться знаки, которых нет при ключе. Они называются случайными. Случайные знаки действуют только в пределах тех тактов, где они выставлены. Причем даже если тональность диезная, среди случайных знаков могут оказаться бемоли и наоборот.

Пример случайных знаков в мелодии
Пример случайных знаков в мелодии