Всем зашедшим - привет! Продолжаю серию статей, посвященных региональным аэропортам России, и сегодня мы с вами отправимся в столицу республики Чувашия - в Чебоксары.
Впервые в небе Чувашии самолеты появились почти 90 лет назад - в 1928 году. А в 1934 году появились первые регулярные рейсы Чебоксары - Нижний Новгород.
Во время Великой Отечественной войны в 1941-1945 г.г. аэропорт г. Чебоксары работал с большим напряжением, осуществляя прием-выпуск самолетов со срочными грузами, обеспечивая учебные полеты военных летных училищ и школ. Так же проводились авиахимработы для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Своих летных подразделений и самолетов в тот период не было.
С 1946 г. в аэропорту базировалось авиазвено 148 Горьковского авиаотряда. Тогда же из г. Горький в Чебоксары прилетел первый самолет По-2 под управлением пилота Чуркина Ивана Андреевича. Он предназначался для выполнения санитарных заданий на территории Чувашской Республики. В 1947 году в г. Чебоксары прибыли еще 2 самолета По-2. На базе 3-х самолетов По-2 было создано авиазвено которое и дало начало чувашскому авиаотряду.
С 1953 года повсеместно начали открываться аэропорты местных воздушных линий, куда из Чебоксар выполнялись полеты. К 1979 году приписных аэропортов стало аж целых 28: Изедеркино, Октябрьское, Юрино, Козьмодемьянск, Санчурск, Верхние Ачаки, Раскильдино, Аликово, Ямашево, Шумерля, Алатырь, Порецкое, Ибреси, Вурнары, Шемурша, Яльчики, Лаш-Таяба, Сойгино, Новые Айбеси, Новые Мураты, Тенгеши, Яуши, Чапаево, Малые Кармалы, Батырево, Ходары, Юманай, Кубня. В 1954 году техническая база аэропорта г. Чебоксары была пополнена дополнительными самолетами Як- 12. В 1957 году в аэропорту Чебоксар была образована авиаэскадрилья 148 авиационного отряда г. Горького., в ее составе было 2 самолета Як-12 и 7 самолетов По- 2. А в 1958 году аэропорт перебазировался на новое место - в районе деревни Синьялы (там находится и сейчас).
В 1961 году на базе авиаэскадрильи 148 авиационного отряда г. Горького была образована Чебоксарская отдельная авиаэскадрилья № 67, командиром которой был назначен Энгельс Виктор Францевич. В этом же году была открыта новая пассажирская трасса на самолете Ил- 14 : Казань – Чебоксары – Москва – Чебоксары - Казань. К 1965 году авиаэскадрилья была преобразована в летный отряд, на базе которого в этом же году был образован Чебоксарский объединенный авиаотряд Приволжского управления гражданской авиации (ПУГА).
В 1969 году Чебоксарское авиапредприятие начало эксплуатировать самолеты Ан-24. Были открыты новые направления: Москва, Иваново, Пенза, Харьков, Минеральные Воды, Сухуми, Сочи, Челябинск. В 1973 году аэропорт получил искусственную ВПП длиной 2500 метров. С 1977 года в эксплуатации появились самолеты Ту-134, на которых выполнялись рейсы Чебоксары – Москва - Чебоксары. В последующие годы начался бурный рост объема перевозок пассажиров, почты, груза. Были открыты рейсы в Ленинград, Минеральные Воды, Сочи, Харьков, Симферополь, Свердловск, Новосибирск, Красноярск, Уфа, Челябинск, Сургут, Воронеж, Киев, Балаково, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Архангельск, Киров, Сыктывкар, Оренбург. С 1992 года эксплуатировались 5 самолетов Ту-134А и 7 самолетов Ан-24 а так же 49 самолетов Ан-2. Как видите, к началу 90-х Чебоксарский аэропорт был достаточно крупным авиаузлом, обслуживающим большое количество авиарейсов.
В 1995 году Чебоксарский аэропорт получил статус международного. Это позволило начать чартерные рейсы в Турцию, Болгарию и н Кипр.
В 2003 году состоялось знаковое для республики событие на базе аэропорта- была создана авиакомпания, названная «Авиалинии Чувашии». Просуществовала эта авиакомпания, кстати, аж до 2015 года.
Сейчас пассажиропоток аэропорта, хоть и небольшой, но постепенно увеличивается: в 2018 году через аэропорт прошло 270 тысяч пассажиров, в 2019 - уже 394,6. Регулярные авиарейсы выполняются в Москву, Санкт-Петербург и Уфу. В летнее время самолеты летают в Сочи, Анапу и Симферополь. Так е, авиакомпания PegasFly летом летает в Анталью. Помимо регулярных, выполняются рейсы специального назначения (вахтовые) в города северных регионов.
Таким образом, Чебоксарское авиапредприятие прошло путь от сельского домика в чистом поле с двухцветным ветроуказателем на крыше до современного аэропортового комплекса, от –первых деревянных самолетов По-2 до современных лайнеров. В 2019 году начата реконструкция аэропорта. И это не может не радовать, ведь это наглядное подтверждение того, что где-то еще стараются сохранить региональные аэропорты, играющие, несомненно, очень важную роль в жизни этих регионов.