Продолжаем краткий курс истории культуры Южной Азии. Поговорили про загадочно исчезнувшую Индскую цивилизацию, про Веды и зарождение буддизма с джайнизмом, про колонны Ашоки, "возлюбленного богами". Сегодня речь пойдёт о великой ступе в Санчи, джатаках, мандалах, прахе Будды и его ранних изображениях.
Итак, великую ступу в Санчи, скорее всего, построили ещё во времена Ашоки (он правил ок. 273-232 до н.э.), а в середине второго века до н.э. основательно расширили и окружили каменным забором. Ещё сто лет спустя добавили резные врата.
Формы и размеры ступ отличаются от региона к региону, но у всех в основе плана мандала. Диаграмма космоса в буддистской версии.
Первые ступы построили для останков Будды. Да, Будда один, а ступ понадобилось несколько.
Не знаю, как Толкин относился к буддизму, но что-то подозреваю. Потому что, когда Будда умер, его кремировали, а прах разделили на 8 частей и раздали восьми правителям. А те ещё раз разделили. «Чтобы всех отыскать, воедино созвать, и единою чёрною волей сковать»?
Нет, чтобы понастроить ступ по всей земле. Похоже на христианские храмы с мощами святых, но буддистам удобнее: им не надо объяснять, почему у одного святого три головы и 48 пальцев. У них пепел, а его можно хоть по пылинке на тысячу ступ растащить.
Кстати, напишите в комментариях, если хотите историю о католическом храме, процветание которого началось с кражи головы!
Вернёмся в Санчи. На крыше ступы трёхступенчатый зонтик. Есть версия, что эта архитектурная форма происходит от зонтиков, которыми королей и прочих серьёзных людей прикрывали от солнца. А может, это символ триратны – трёх драгоценностей буддизма – Будды, закона и монашества.
В Санчи много дарственных надписей, большая часть которых – от частных жертвователей. Верный признак растущей популярности буддизма.
Врата (тораны) в Санчи украшены резными джатаками – историями из прошлых жизней Будды. По ним видно, что 1) до конца первого века до н.э. Будду не изображали (его «представляли» следы, место просветления или доска). 2) южноазиатское искусство знает толк в непрерывном нарративе.
Непрерывный нарратив – это когда на одной картинке изображают несколько событий. Слева прошлое, справа будущее. Или наоборот (направление чтения такое же, как и направление письма). Картинку в таком случае можно читать, как историю.
Вот тут 👇 на вратах ступы в Санчи история великого отбытия Будды, когда принц покинул дворец ради духовных поисков. Местные боги – якши – помогают ему уйти незамеченным. Они подставляют ладони под копыта его коня, чтобы он шёл бесшумно.
Кстати, мы уже встречали якшиню (якши-женщину) в статье про период правления Ашоки.
А вот 👇 якшиня с восточной тораны ступы в Санчи. Её присутствие в контексте буддистской архитектуры свидетельствует об инклюзивности буддизма. От учения Будды всем хорошо – даже местным божествам, которые теперь рады охранять его ступу.
В следующей статье расскажу об искусстве эпохи Кушанского царства, о том, как в этом искусстве появился Будда и из чего сложился его образ. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить!